Гуманитарные исследования УДК 371.487 О. В. Борзенко ВЗАИМОСВЯЗЬ КАЧЕСТВА САМОРЕГУЛЯЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ИХ ГОТОВНОСТИ К СМЫСЛООБРАЗОВАНИЮ Аннотация. <...> В статье приведены полученные в ходе исследования результаты, раскрывающие взаимосвязь саморегуляции обучающихся и их готовности к смыслообразованию, сделан вывод о неразрывной связи саморегуляции со смыслообразованием. <...> Представлен системный анализ развития смысложизненных ориентаций личности на основе личностно ориентированной технологии взаимодействия педагогов и обучающихся. <...> Общая способность к саморегуляции, по мнению О. А. Конопкина, проявляется в успешном овладении новыми (более сложными) видами и формами деятельности, выражаясь внешне в успешном решении нестандартных задач и преодолении нетипичных ситуаций на всех ступенях овладения различными видами деятельности, в упорстве и настойчивости в достижении поставленной цели. <...> Внутренне саморегуляция характеризуется, прежде всего, осознанностью, пониманием оснований осуществляемой деятельности в целом, ее цели, условий, способов действий, оценки результатов и др. <...> Исходя из этого мы можем предположить, что качество саморегуляции личности тесно связано со смыслообразованием. <...> Если саморегуляция, как правило, подчинена решению задач ближайшего будущего, то смыслообразование может быть нацелено на более долгосрочную перспективу – выбор жизненного пути, постановку задач самосовершенствования, конкретизацию целей, самовоспитание. <...> Саморегуляция – это: – особый уровень программирования деятельности на основе процессов предвидения; – управление человеком своими эмоциями, чувствами, переживаниями; – целенаправленное изменение как отдельных психофизиологических функций, так и нервно-психических состояний в целом; – целенаправленный сознательный выбор характера и способа действий; – «внутренняя» регуляция поведенческой активности человека; – взаимодействие внешнего и внутреннего <...>