Философия КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО ФЕЛИКС РАВЕССОН ОБ ИСКУССТВЕ И О ЯЗЫКЕ ВИДИМОГО И.И. <...> БЛАУБЕРГ Феликс Равессон (1813–1900) – французский философ, представитель спиритуализма – традиции, которая была весьма влиятельной во Франции XIX в. <...> Он, как и большинство мыслителей того времени, очень мало известен в нашей стране, да и у себя на родине редко привлекал внимание исследователей. <...> Но имена тех, кто проявлял к нему интерес, говорят сами за себя: среди них Анри Бергсон, считавший Равессона своим предшественником и учителем; Доминик Жанико (1937–2002), французский хайдеггерианец, автор критических работ о феноменологии; наконец, Франсуа Ларюэль, создатель концепции «нефилософии», которая сегодня довольно активно обсуждается1 . <...> Бергсон в свое время посвятил Равессону небольшую, но вдохновенную работу2 , кратко рассмотрев многие линии его творчества (позднее она была опубликована в последнем прижизненном издании Бергсона, в сборнике «Мысль и движущееся»). <...> Двое последних авторов – Жанико и Ларюэль – избрали концепцию Равессона темой своих диссертаций, из чего впоследствии выросли книги, вошедшие в число основных источников по этой проблематике. <...> Жанико в своей книге3 подробно анализирует идеи Равессона, сопоставляя их с воззрениями Бергсона и показывая как их сходство, так и их различие. <...> Он часто критикует интерпретацию философии Равессона, данную Бергсоном, полагая, что она отчасти страдает анахронизмом, несколько «подтягивая» идеи первого к философским представлениям второго. <...> В свою очередь, если Жанико считает одной из основных идей Равессона идею единства, почерпнутую из наследия неоплатонизма, который для французского спиритуалиста, как и для Бергсона, был одним из главных теоретических ориентиров, то Ларюэль, напротив, делает акцент на идее различия4 . <...> Думается, прав здесь скорее Жанико (хотя различие для Равессона – действительно важная тема), но книга Ларюэля тоже очень интересна, она открывает <...>