Философские науки – 9/2016 Когнитивное пространство МЫШЛЕНИЕ ТРАНСЦЕНДЕНТНОГО В ТЕОЛОГИИ И ФЕНОМЕНОЛОГИИ Ж.-Л. <...> БУХАРОВА Жан-Люк Марион – философ эклектичный, причем, как мы увидим, он – мастер весьма неожиданных сочетаний: идей Хайдеггера и Дионисия Ареопагита, современной французской философии и Отцов Церкви. <...> Однако область интересующих его вопросов сформировалась исключительно в постхайдеггеровскую пору европейской философии – главным образом, это проблема конца метафизики, понятой вслед за Хайдеггером как онто-теология, и поиски «иной рациональности». <...> Поиски иного способа мыслить обусловлены в случае Мариона, как нам кажется, стремлением преодолеть недоверие к трансцендентному, боязнь непостижимого, нежелательность встречи с ним, в которых философ видит квинтэссенцию метафизики как особого типа мышления. <...> И в рациональной теологии, и в нововременной философии вплоть до феноменологии Гуссерля, несвободной от ряда «метафизических решений», Марион обнаруживает признаки мышления, во всех познавательных актах так или иначе сталкивающего субъекта лицом к лицу с самим собой – с тем, что субъект производит из себя самого. <...> Разоблачение метафизического мышления как неспособного мыслить трансцендентное – это общий корень, из которого вырастают теологический и феноменологический проекты Мариона. <...> И если в рамках теологии метафизическое мышление занимается идолотворчеством (l’idolвtrie), то в философии оно расставляет ловушки солипсизма. <...> Согласно Мариону, свой исток идол берет в переживаниях человека и, являясь перед чувственным взором в качестве зримого образа этого переживания, материальный предмет может претендовать на почтительное отношение лишь постольку, поскольку смотрящий на него распознает в нем божественное, которое, на самом деле, ничем, кроме человеческого переживания «глубин божественного», быть не может. <...> Не может – потому что, как было указано, распознаем и узнаем божественное <...>