Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Философские науки  / №9 2016

ЖИЛЬ ДЕЛЁЗ И ФАНТОМЫ АНТИ-ДИАЛЕКТИКИ (300,00 руб.)

0   0
Первый авторФатенков
Страниц11
ID546428
АннотацияДиалектика есть философское учение о развитии, в качестве источника и движущей силы которого рассматривается противоречие. Развивается же, по диалектическим представлениям, сущее как таковое, а в привязке к определенному месту и времени – некоторое конкретно сущее. Если бы развитию было подвержено все актуально и потенциально наличествующее, о противоречивом характере реальности говорить всерьез уже не пришлось бы. Сущностный антагонизм подменялся бы тогда эпифеноменальными конфликтами, бескомпромиссная борьба – конформистской суетой, достоинство – угодничеством. Это по человеческим, экзистенциальным и социальным, меркам. Человеку свойственно противоречить себе: с незапамятных времен – и в эксплицитно вербальной форме, с эпохи «осевого времени» – и посредством изящной словесности. Ему от природы свойственно развиваться, как и всему живому, всему, что оправданно именуется субъектом
Фатенков, А.Н. ЖИЛЬ ДЕЛЁЗ И ФАНТОМЫ АНТИ-ДИАЛЕКТИКИ / А.Н. Фатенков // Философские науки .— 2016 .— №9 .— С. 92-102 .— URL: https://rucont.ru/efd/546428 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ФН – 9/2016 Философская мысль: рецепция и интерпретация ЖИЛЬ ДЕЛЁЗ И ФАНТОМЫ АНТИ-ДИАЛЕКТИКИ А.Н. <...> ФАТЕНКОВ Диалектика есть философское учение о развитии, в качестве источника и движущей силы которого рассматривается противоречие. <...> Развивается же, по диалектическим представлениям, сущее как таковое, а в привязке к определенному месту и времени – некоторое конкретно сущее. <...> В частности, а может, и в первую очередь, диалектика утверждает всегдашнюю относительность относительного и отрицает бесповоротную абсолютизацию абсолютного. <...> Жиль Делёз и фантомы анти-диалектики В области концептуального пересечения первых и третьих выделяются своим философским масштабом фигуры Фридриха Ницше и Жиля Делёза. <...> Французский интеллектуал во многом наследует тут немецкому интуитивисту. <...> При всей давно признанной величине героя книги и теперешнем признании ее автора мы вправе, тем не менее, предъявить им обоим определенные претензии касательно нечуткости к диалектическому уму и его опрометчивой недооценки, а также в части избыточного эпатажа их собственных концепций. <...> Гегелю же (как антипатичному, ненавистному диалектику6 ), наоборот, французский интеллектуал приписывает склонность, если так можно выразиться, к вневременной событийной шумливости. <...> Панлогистские наслоения гегельянства отрицать нелепо, впрочем, как и безоговорочно принимать их, экстраполируя на диалектическую парадигму в целом. <...> Даже допустив, против желания, существование абсолютной идеи (ведь не только постмодернист, но и экзистенциальный диалектик в ней особо не нуждается), допустив на миг, из неформального почтения к Гегелю, мы, не переча ему, констатируем (т.е. высвечиваем и подчеркиваем одно из возможных толкований ситуации): абсолютная идея без мысли о себе никчемна, мыслит же она себя исключительно человеческим умом, точнее, тем, которым наделен хотя бы один человеческий индивид, хотя бы тот же автор «Феноменологии духа». <...> Принимая за образец <...>