Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635151)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Философские науки  / №9 2016

БАШЛЯР: РАЗРЫВ В НЕПРЕРЫВНОСТИ (300,00 руб.)

0   0
Первый авторГОТЕРО
Страниц12
ID546425
АннотацияПри определенном прочтении работ Башляра их автор может предстать в качестве догматического эпистемолога, вдохновителя философии науки, в особенности, догматической. Подобное прочтение не будет абсолютно неверным, поскольку оно базируется на принципиальных положениях, которые действительно представлены в его творчестве. Но оно слишком упрощенное и не отдает должного богатству его идей, скорее критических, чем догматических. В данной статье я намереваюсь представить одновременно и догматическое, и критическое прочтение Башляра. В большей степени я остановлюсь на втором, на мой взгляд, более верном и намного более интересном, и сравню его с концепциями русского мыслителя ХХ столетия Евгения Замятина, более известного своим участием в артистически-литературных движениях, чем своим вкладом в эпистемологию, о котором Троцкий несправедливо отзывался с пренебрежением.
ГОТЕРО, Ж.Л. БАШЛЯР: РАЗРЫВ В НЕПРЕРЫВНОСТИ / Ж.Л. ГОТЕРО // Философские науки .— 2016 .— №9 .— С. 49-60 .— URL: https://rucont.ru/efd/546425 (дата обращения: 07.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Философские науки – 9/2016 Опыт философского осмысления БАШЛЯР: РАЗРЫВ В НЕПРЕРЫВНОСТИ* Ж.-Л. <...> ГОТЕРО Кто стоит на месте, тот идет назад. <...> Шарль д’Аврэ, 1912 При определенном прочтении работ Башляра их автор может предстать в качестве догматического эпистемолога, вдохновителя философии науки, в особенности, догматической. <...> Подобное прочтение не будет абсолютно неверным, поскольку оно базируется на принципиальных положениях, которые действительно представлены в его творчестве. <...> В большей степени я остановлюсь на втором, на мой взгляд, более верном и намного более интересном, и сравню его с концепциями русского мыслителя ХХ столетия Евгения Замятина, более известного своим участием в артистически-литературных движениях, чем своим вкладом в эпистемологию, о котором Троцкий1 несправедливо отзывался с пренебрежением. <...> Меня интересует автор данной формулировки, а именно, Альтюссер, точнее (поскольку в его взглядах можно четко различить несколько периодов), Альтюссер времен книги «Читать “Капитал”»2 . <...> Следует отметить, что этот научный догматизм Альтюссер почерпнул не у Башляра. <...> Однако он вполне естественно коррелирует с идущей от Башляра другой идеей: идеей «”эпистемологического разрыва”, который полагает начало всякой науке»5 прогресса научного духа всегда проявляется разрыв между научным познанием и обыденным сознанием»6 . <...> И эта идея разрыва, дисконтинуальности для него не является случайной, это центральная идея, как и для Альтюссера: «В ходе наших исследований мы все в большей степени убеждались, что современный научный дух нельзя поставить в один ряд со здравым смыслом»7 . <...> Как известно, Башляр создает эту защиты здравого смысла, который он противопоставляет чрезмерному интеллектуализму науки. <...> Башляр: разрыв в непрерывности Догматическое высокомерие, которое проявляет Альтюссер в отношении тех, кто не владеет в совершенстве марксистской наукой, так же можно найти и у Башляра в отношении <...>