По следам ярославских дискуссий В российском профессиональном сообществе педагогов продолжается обсуждение проблемы «эффективного контракта». <...> Само это понятие относительно недавно вошло в нашу жизнь, и нельзя сказать, чтобы термин был особенно удачным с точки зрения русского языка. <...> С одной стороны, это контракт «об эффективности», регламентирующий условия и критерии успешной и результативной профессиональной деятельности сотрудника; с другой – это именно «эффективный», то есть «эффективно работающий» документ (в последнем случае предполагается, что иные формы трудовых договоров/соглашений как раз таки неэффективны). <...> Как бы то ни было, настороженность, с которой было воспринято нововведение, не проходит, и в ряде случаев даже сменяется резким неприятием. <...> Зачастую, конечно, претензии к эффективному контракту продиктованы обычным консерватизмом преподавательской среды, распространенной, к сожалению, боязнью покинуть «зону комфорта». <...> Однако некоторые серьезные педагоги-исследователи в последнее время выступают с анализом уже не только теоретических принципов эффективного контракта, но и практических подходов к его продвижению в жизнь. <...> Несколько интересных, наводящих на размышления материалов были обнародованы в ходе Ярославского форума «Евразийский образовательный диалог». <...> Георгий Гессен, независимый обозреватель – специально для «КО» От идеи – к нормативной практике Прежде всего отметим, что начиная с рубежа нового века практически все ответственные аналитики сходятся в том, что России необходимы более действенные механизмы обеспечения качества образования (включая контроль качества процесса обучения в основной и высшей школе). <...> Тревожные тенденции, нараставшие в 1990-е годы, описываются многими исследователями как формирование системы имитации образования. <...> В рамках данной точки зрения эффективный контракт имплицитно присутствовал в образовательной сфере, но оказался <...>