1–2 (№ 85–86) Классическое наследие UDC 101.8 КЕННЕТ БЁРК* ФИЛОСОФИЯ ЛИТЕРАТУРНОЙ ФОРМЫ (фрагменты)** Аннотация: В этой работе автор развивает теорию символического действия, или теорию драмы, как общий словарь, «исчисление», или систему координат, пригодную для интеграции всех явлений, изучаемых социальными науками. <...> Эта перспектива разраба тывается на материале поэтических произведений и иного рода текстов (художествен ных, публицистических, философских, правовых и т.д.) <...> . Ритуальная драма берется как «ядро», или праформа человеческого действия, а все прочие его аспекты трактуются как производные от нее. <...> Для иллюстрации этой перспективы приводится анализ «ка тартической» (исповедальной) и «миметической» поэзии. <...> Анализируется многообразие стилизаций; демонстрируется, как натурализм (как одна из стилизаций) развивается из модели ритуальной драмы посредством разрушения её диалектики и редукции челове ческого действия к ограниченным его аспектам. <...> Символическое действие Мы могли бы подытожить все это, сказав, что поэзию, как и любой вербальный акт, следует рассматривать как «символическое действие». <...> Но хотя я и вынужден ис пользовать этот термин, я категорически возражаю против общей перспективы, на * ** Текст публикуется в редакции переводчика. <...> Есть практические акты, и есть символические акты (и это различие, достаточно ясное в своих крайностях, не следует отбрасывать просто изза того, что есть пограничная территория, в которой многие практические акты приобретают символический ингредиент, подобно тому как можно купить какойто товар не просто для того, чтобы его использовать, но также и потому, что владение им удостоверяет включение человека в определенный слой общества). <...> Символический акт – это танец установки (этот момент ясно высветил Ричардс, хотя мне хотелось бы пересмотреть его позицию, обратив внимание на то, что в док тринах Ричардса установка изображается слишком скудной <...>