3–4 (№ 83–84) UDC 18 ДЖОРДЖ ГЕРБЕРТ МИД ПРИРОДА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОПЫТА*** Аннотация: В этой статье Мид пытается определить своеобразие эстетического опыта по сравнению с другими видами опыта. <...> Он выводит это своеобразие из структу ры человеческого опыта и человеческой деятельности. <...> Мир воспринимаемой реальности, мир физических вещей – это мир наших прикоснове ний и манипуляций, и дистанционный опыт глаза и уха означает прежде всего эти физические вещи. <...> Физические вещи – не только значение того, что мы видим и слышим; они еще и средство, которое мы используем для осуществления наших целей. <...> ** 58 В статье я не приносил специальных благодарностей профессуру Дьюи, но читатель, знакомый с его «Опытом и природой», поймет, что она была написана под влиянием этого трактата. <...> Природа эстетического опыта Итак, они конституируют, с одной стороны, упрямые физические реалии науки и, с другой стороны, материал, из которого строится мир наших сердечных устрем лений, материал, из которого сотканы наши грезы. <...> Мир, несущий нам награды и поражения, манящий или отталкивающий, наши вознаграждения и фрустрации, наслаждения и невзгоды, то, что в конечном счете значимо и заслуживает наших усилий, красота, слава, мечта – все это не может быть сформулировано на языке точной науки, но в то же время не найдено такого общего языка, на котором мы могли бы говорить о мире физических вещей и ценностях, которые в конечном счете им противолежат. <...> Этот разрыв между определением вещей, конституирующих средства, и целями и ценностями, которые они воплощают, вовсе не ограничивается описанием физи ческих инструментов и их использования; он рассекает также и область социальных наук. <...> Позднее история извлекает наружу по следствия бесчисленных кооперативных актов, приведших к тому, что значимо и же лательно в человеческом опыте, но индивидуальные опыты, составившие это дости жение, никогда не разделяют с ним этой значимости. <...> Ближе, под рукой <...>