БЕРГСОНА Аннотация: В статье исследуется, как менялось содержа ние понятия «открытое общество» на примере трудов А. Берг <...> Рассматриваются негативные по следствия глобализации, которые по мнению автора, являются следствием применения «социальной инженерии» в духе К. <...> Однако сам Поппер от мечал, что заимствовал понятия «открытого» и «закрытого» обществ у А. <...> В предисловии к своей книге он писал: «Термины «открытое общество» и «закрытое общество», насколько мне известно, впервые были использованы Анри Бергсоном в «Двух источниках морали и религии». <...> Несмотря на существенное отличие в упо треблении этих терминов Бергсоном и мною (обусловленное фундаментальными различиями в трактовке почти каждой философской проблемы), существует и нечто общее, о чем я хотел бы упомянуть (см. определение Бергсоном закрытого общества Ермолаев Ильяс Абдусаламович – начальник Контрольноаналитического управления Администрации Гла вы Республики Коми и Правительства Республики Коми. <...> Мои термины основаны на рационалистическом различении: закрытое общество характеризуется верой в существование магических табу, а открытое общество в моем понимании представляет собой общество, в котором люди (в значительной степе ни) научились критически относиться к табу и основывать свои решения на совме стном обсуждении и возможностях собственного интеллекта. <...> Поппер заимствовал у Бергсона некоторые идеи и сам тер мин, но вложил в понятие «открытое общество» другой смысл. <...> Идеологическая и практическая заостренность работы, которую он рассматривал как «вклад в борьбу» с фашизмом и коммунизмом, обернулась неизбежными упро щениями, необходимыми для превращения философского труда в идеологическое оружие. <...> В результате, один и тот же термин у Поппера и Бергсона стал означать ди аметрально противоположные понятия. <...> В то время как Бергсон считал, что разум слишком грубый инструмент для познания и ставил выше разума <...>