Социальное управление в контексте постпостмодернизма // Управление мегаполисом. <...> А.Л. НИКИФОРОВ ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ И ОБЩЕСТВО Аннотация: В статье дается определение социальной исто рической памяти и рассматривается ее изменение с течением времени. <...> Чем дальше в прошлое уходит историческое событие, чем меньше остается людей, переживших это событие, тем бо лее вербальной и конструируемой становится память об этом событии. <...> Это иллюст рируется примером изменения исторической памяти о Второй мировой войне в Герма нии и России. <...> – «Для того чтобы любая социальная группа обрела коллективную идентичность, – пишет американский историк Джон Тош, – ей необходимо общее понимание событий и опыта, постепенно формировавших эту группу. <...> Память о прошлом любой социальной группы можно назвать «социальной» памятью, чтобы отличать ее от индивидуальной памяти отдельного человека. <...> Важнейшим видом социальной памяти является, конечно, память того или иного народа о своем происхождении и о своем прошлом. <...> – «Но было бы ошибкой предполагать, – продол жает Тош, – что социальная память характерна лишь для небольших, не обладаю щих грамотностью обществ. <...> И в наше время каждый народ хранит память о своем прошлом, хотя устная традиция в передаче социальной памяти в значитель ной мере утратила свое значение с появлением хроник, летописей и иных пись менных свидетельств. <...> В трудные моменты истории память народа оказывается источником духовной силы и патриотического воодушевления всего населения. <...> Череда таких наиболее значимых для народной памяти событий образует тот хребет, к которому крепятся менее значительные события и эпизоды. <...> Историк скажет, что сражение на Куликовом поле было столкно вением не с Золотой Ордой, а с Мамаем, захватившим царский трон и выступавшим в качестве узурпатора, но в нашей исторической памяти это сражение отложилось как символ освобождения Руси от татаромонгольского ига <...>