1 (№ 77) П.К. ГРЕЧКО О ЁФИЛОСОФИИ И НЕ ТОЛЬКО Аннотация: Эссе посвящено системному кризису отечест венной философии – и как академической, и как учебной дисцип лины. <...> Нет интеллектуально и социально ответственного осмыс ления недавнего (и давнего) прошлого, не видно свежих и вырази тельных подходов; что до нашей прибавочной научной новизны, то она может считаться таковой только из чувства вежливости. <...> Важно в этой си туации не отчаиваться и не опускать руки, а стараться отвечать на обозначившиеся жизненные вызовы – разумеется, творчески, с напряжением всех имеющихся сил. <...> В системнокризисном измерении нашего бытия с опреде ленностью просматривается не только ёмобиль, но и ёфилософия. <...> И еще неизве стно, что первично в этом общем измерении: то ли автомобиль, то ли философия, тем более что непосредственный застрельщик ёмобильной моды в нашем отечест ве, конечно же, приобщился в свое время к марксистсколенинской философии – и как студент, и как член КПСС. <...> Но общая определенность все же одна – скажем мягко, не впечатляющая, не вдохновляющая. <...> Нет интеллектуально и социально ответственного осмысления не давнего (и давнего) прошлого, не видно свежих и выразительных подходов, ну а наша прибавочная научная новизна может считаться таковой только из чувства вежливо сти или неизъяснимой любви к «родному [историческому] пепелищу». <...> Конечно, можно говорить о неком идеале философии, – философии, которая вечна и светла, как Платонова Идея. <...> К такой философии по определению нет и не Гречко Петр Кондратьевич – доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой социальной философии Российского университета дружбы народов (Москва). <...> Но у насто речь не об идеале, а о жизни, о «норма тивности фактического». <...> Тем более что претенденты на ее место уже есть: с одной стороны, это теология или, порусски, богословие, с дру гой – технократизм, т.е. ползучая идеологическая импликация успехов <...>