Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
0   0
Первый авторОрлова Екатерина Иосифовна
Страниц14
ID545910
АннотацияДо сих пор в гуманитарных науках не существует единого определения диалога. Тем важнее уяснить истоки этого понятия. Оно оказывается тесно связано с представлением о познании и самопознании, их возможностях и пределах. В статье сопоставляются представления об этих категориях у А.А. Потебни и М.М. Бахтина, показываются трудности диалога, анализируется роман И.С. Тургенева «Отцы и дети», русская журналистика.
Орлова, Е.И. ОТ ДИАЛОГА ДО ИНВЕКТИВЫ? / Е.И. Орлова // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика .— 2016 .— №6 .— С. 128-141 .— URL: https://rucont.ru/efd/545910 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№ 6 ИСТОРИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ И ЛИТЕРАТУРЫ Орлова Екатерина Иосифовна, доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой истории русской литературы и журналистики факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова; e-mail: ekatorlova@yandex.ru ОТ ДИАЛОГА ДО ИНВЕКТИВЫ? <...> До сих пор в гуманитарных науках не существует единого определения диалога. <...> В статье сопоставляются представления об этих категориях у А.А. Потебни и М.М. Бахтина, показываются трудности диалога, анализируется роман И.С. Тургенева «Отцы и дети», русская журналистика. <...> Но как ни удивительно, единого определения диалога до сих пор не существует. <...> Может быть, история бытования этого понятия поможет лучше прояснить его сущность? <...> Особенно актуальной в ХХ в. становится концепция диалога, разработанная М.М. Бахтиным. <...> Но было ли в истории отечественной филологии что-либо, подготавливавшее круг его идей? <...> Следующим шагом в развитии филологической мысли (в той ее части, что касается интересующей нас сейчас темы) стала книга М.М. Бахтина «Проблемы творчества Достоевского» (1929). <...> Концепция диалога, в частности новое понимание литературного произведения как диалога автора с читателем, диалогические отношения между автором и героями, типология прозаического слова – все это обещало новый поворот в развитии филологической мысли. <...> И хотя Бахтин в книге о Достоевском на Потебню не опирался, нам сейчас видится связь между идеями этих ученых. <...> В то же время в своем понимании диалога Бахтин выходил за рамки филологии в область эстетики, шире – философии, а конкретно – к проблеме познания и самопознания. <...> А.А. Потебня, открывая внешнюю и внутреннюю форму слова, говорил о том, что, подобно слову, «те же стихии и в произведении искусства <…> <...> Искусство то же творчество в том самом смысле, в каком и слово <…> и как посредством слова нельзя передать другому своей мысли, а можно только пробудить в нем его собственную, так нельзя ее сообщить и в произведении искусства; поэтому <...>