Современные гуманитарные исследования, № 4, 2016 Педагогические науки Общая педагогика, история педагогики и образования Гвоздева Е.Н., кандидат педагогических наук, доцент Лгинова Е.Г., кандидат филосовских наук (Забайкальский институт железнодорожного транспорта) ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ В ИССЛЕДОВАНИЯХ РУССКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ Развитие российского общества на современном этапе характеризуется противоречивостью. <...> С одной стороны, продолжающиеся процессы глобализации затрагивают и Россию, что однозначно ведет к интеграции нашей страны в общемировое культурное пространство. <...> Данные процессы способствуют расширению культурного многообразия, диалога культур, развитию общечеловеческих ценностей в пространстве национально-этнических культур. <...> С другой стороны, приходится констатировать факт, что в последние несколько лет наблюдается усиление антироссийских настроений в официальной политике стран Запада, что в свою очередь способствует консолидации российского общества, росту национального самосознания и патриотизма. <...> Сложившаяся общественная и политическая ситуация, несомненно, находит свое отражение в сфере образования, которое как один из основных социальных институтов несет ответственность за воспроизводство духовного потенциала России, является оплотом сохранения национально-этнической самобытности российских народов. <...> Для решения этой задачи, как в системе общего, так и в системе высшего образования должна возрасти роль воспитания, способствующего становлению человека, укорененного в национальной истории и культуре. <...> Так, ФГОС среднего (полного) общего образования (2012) предписывает, что программа воспитания и социализации учащихся должна быть построена «на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, … и направлена на воспитание высоконравственного <...>