ЦЕРКОВНЫЕ ИНСТИТУТЫ** Аннотация: В заключительной главе этой части книги автор предлагает общий очерк эволюции религиозных идей и чувств, особенно подробно рассматривая развитие поздних представлений о божестве из представлений о призраках, в связи с эволюцией общества и религиозных институтов. <...> Здесь после краткого перечисления основных черт рели гиозной эволюции я собираюсь привести обоснования тех выводов, которые были только что сделаны относительно конечной формы религии. <...> Церковные институты приводит его к понятию о действующих силах, находящихся за пределами восприя тия? <...> В том факте, что люди верят, что некое другое Я, предположительно странствующее в сновидениях, действительно делает и видит все происходящее во сне, – в том факте, что это другое Я, которое покидает тело в момент смерти, но, как ожидается, в конце концов в него вернется, воспринимается в качестве двойника, столь же материального, как и ори гинал, – мы видим, что сверхъестественный деятель в его простейшей форме очень мало отличается от естественного и представляет собой всего лишь исходного чело века, у которого появляются дополнительные способности тайно ходить по округе и творить добро или зло. <...> Когда двойник умершего человека перестает являться во сне тем, кто его знал, это воспринимается как знак, что он умер окончательно, показы вает, что эти древнейшие сверхъестественные агенты воспринимаются как облада ющие лишь временным существованием: первые тенденции к постоянному созна нию сверхъестественного оказываются бесплодными. <...> В итоге, в то время как умилостивлением обычных призраков занимаются только их потомки, от случая к случаю начинает казаться мудрым умилостивлять также при зраков более пугающих индивидов, даже если они не требуют крови. <...> Ведь по мере вызываемого войнами соединения маленьких обществ в более крупные и дальнейшего соединения последних в еще более крупные, с умножением <...>