МНЕНИЕ Мышление, образование, культура: перед лицом новых вызовов Ответственный разговор о качестве образования сегодня обязательно должен строиться с учетом контекста, в котором существует и развивается образовательная сфера, – контекста информационного, общекультурного, цивилизационного. <...> Ведь регулярное обучение, по самой своей сути, интегрирует социальный опыт человечества. <...> Сфера образования, будучи важнейшим произведением цивилизации, вместе с тем обладает значительной степенью автономности и способна оказывать значительное влияние на процессы, определяющие облик ноосферы. <...> В рамках данного очерка мы обратимся к некоторым явлениям, связанным со становлением во всем мире новой информационной реальности. <...> Они имеют глобальный характер – и в то же время ощутимо проявляются в повседневной практике буквально каждого современного педагога; их порой считают бедствием, но ряд аналитиков все же рекомендует воспринимать их как вызовы, побуждающие к поиску творческих ответов… <...> «Визуальный поворот»: от культуры Слова к культуре Образа? <...> Не секрет, что старинные, проникнутые уютной традиционностью образы школы как «home, sweet home» и университета как «alma mater» все менее соответствуют реалиям сегодняшнего дня. <...> Его можно обозначить как разрушение устоявшейся веками дидактической модели, основанной на доминировании Слова. <...> Начиная с зари цивилизации, трансляция знаний и формирующих личность качеств велась с опорой прежде всего на выучивание и рецитацию текста. <...> Ряд экспертов считает, что судьбоносные события, изменившие облик передачи знания, произошли в самое недавнее время. <...> Между древнеиндийским брахмачари, сидящим у ног своего гуруучителя и заучивающим с его голоса Веды и Упанишады, и студентом XIX или XX века, конспектирующим лекции, добросовестно штудирующим учебники и готовящим «шпоры», пропасть оказывается меньше, чем между учащимися «доинтернетовской» эпохи и нашего времени. <...> Однако суть <...>