3 (№№ 73–74) Д.И. ПОЛЫВЯННЫЙ ИСТОРИЗМ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КНИЖНОСТИ БОЛГАР Аннотация: Историзм средневековой болгарской книжнос ти раскрывается через обоснованное Ю.М. Лотманом понятие метатекста. <...> Для болгарских сочинений IX–XV вв. метатекст, обусловивший содержание историзма, составляли, вопервых, книги Библии, вовторых, их славянские канонические и апокрифические интерпрета ции, и, втретьих, составленные на основе первых двух нарративные описания. <...> Это выглядит его существенным отличием как на фоне богатой византийской историографической традиции, так и в сравнении с книжностью двух других сла вянских народов византийского сообщества – сербского и русского. <...> В современных исследованиях в качестве средневековых болгарских историче ских сочинений рассматриваются немногие переводы византийских хроник и ком пиляции на их основе, части житий святых, церковных песнопений и служб, проро честв и гаданий, а также надписи в камне, глоссы рукописей и пр. <...> Калделлис, современным исследованиям средневе кового историописания не хватает «анализа скрытых ментальных рамок и интел Полывянный Дмитрий Игоревич – доктор исторических наук, профессор, проректор по научной работе Ивановского государственного университета (Иваново), заместитель главного редактора журнала «Лич ность. <...> Применительно к разнородным болгарским текс там IX–XV вв. задача выявления историзма как комплекса базовых представлений о прошлом и его связи с настоящим и содержания, объединяющего разнородные текс ты исторического содержания, выглядит разрешимой. <...> В настоящей краткой статье, основанной на многолетних конкретных исследо ваниях болгарской книжности IXXV вв., вопервых, выявляются основные состав ляющие средневекового болгарского историзма и, вовторых, показаны его отдель ные особенности в сравнении с сербским и древнерусским вариантами. <...> И.Н. Смирнов, основываясь на концепции Поля Рикёра, на звал <...>