В.О. БОГДАНОВА, С.В. БОРИСОВ ИДЕИ КОНСТРУКТИВИЗМА В ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ: ОТ ОНТОЛОГИИ К ФЕНОМЕНОЛОГИИ (часть 1) Аннотация: На основе образования мы понимаем и интер претируем мир, но самого образования не чувствуем, привыкая к следованию нормам или правилам, не имеющим достаточного обоснования. <...> Образование представляет собой единую динамичную сис тему взаимодействия базовых конструктов сознания со средой. <...> В чем состоит главная отличительная черта конструктивистского философст вования? <...> Пожалуй, в том, что конструктивизм рассматривает реальность как откры тую динамичную систему. <...> Поскольку эта система открытая и динамичная, она обре Богданова Вероника Олеговна – аспирантка кафедры философии Челябинского государственного педаго гического университета (Челябинск). <...> Email: verovictory@mail.ru; Борисов Сергей Валентинович – доктор философских наук, доцент, профессор кафедры философии Челя бинского государственного педагогического университета (Челябинск). <...> Идеи конструктивизма в философии образования тает статус субъекта, а не объекта. <...> Конечно, любая система может быть объектом исследования, но не с позиции стороннего наблюдения и воздействия на нее, а с позиции выстраивания отношений с наблюдаемым в процессе взаимодействия. <...> Субъект – источник активности, в таком случае познавательный процесс – это про цесс создания конструкций действительности, мира опыта субъекта, а не отражение «внешнего» мира. <...> Поэтому познание является скорее процес сом субъективации, нежели объективации действительности. <...> Сознание в силу субъ ективации познавательного процесса наделяется в конструктивизме онтологичес ким статусом, т.е. выступает в роли «первой» и «последней» инстанции. <...> Однако им манентные сознанию когнитивные конструкты могут быть обнаружены и исследо ваны не напрямую, а только опосредованно через познаваемое. <...> Субъектнообъект ное отношение представляет собой систему взаимоопределяющих <...>