ИННОВАЦИОННАЯ ВОЛНА УДК 378.009 Л.С. Долгих, Тюменский индустриальный университет К вопросу о понятии «образовательный кластер»: семантика и коннотация Сравнительно недавно в педагогической науке появился новый термин – «образовательный кластер», который, как считает, например, Е.И. Соколова, в научном обороте используется около двух десятилетий [2]. <...> По нашему мнению, назрела потребность тщательного изучения семантического и коннотационного поля этого словосочетания с целью его конкретизации для обеспечения четкости педагогической терминологии. <...> Считаем целесообразным рассмотрение семантики двух понятий «образование» и «кластер», являющихся составными частями изучаемого в рамках настоящей статьи термина «образовательный кластер», поскольку, несмотря на его относительную новизну, необходимо уточнить его содержание, определить взаимосвязь с другими педагогическими категориями. <...> Происхождение и семантика слова «образование» были подробно представлены в статье Н.И. Сперанской и О.Е. Яцевич [3]. <...> Отечественная педагогика сравнительно недавно (вторая половина XIX века) ввела в оборот термин «образование» , который фиксируется в трудах Н.И. Пирогова, хотя сам исследователь не дает конкретного определения этому термину [1]. <...> Термин «образование» обладает дуальной природой как процесс (обучение кого-то) и как состояние (кто-то обучается, повышает свое образование). <...> Он тесно © Долгих Л.С., 2016 25 Тюменский индустриальный университет связан со множеством гуманитарных дисциплин, однако, по нашему мнению, берет свои истоки в Книге Бытия, где говорится, что Бог создал человека по образу и подобию Своему (Быт. <...> Современная педагогика рассматривает образование как систему, имеющую в своем составе взаимосвязанные компоненты (обучение, воспитание, развитие), проявляющуюся посредством качественных результатов на личностном, общественно-государственном и общецивилизованном уровне, что представляет собой <...>