Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 611274)
Контекстум
Спортивная медицина: наука и практика  / №3 2016

Особенности зрительно-предметного восприятия у детей с минимальными мозговыми дисфункциями (70,00 руб.)

0   0
Первый авторБобков Г. А.
АвторыДолматова Т. В., Сорокина Л. В., Беляева Э. Л.
Страниц5
ID543162
АннотацияЦель исследования: изучение особенностей развития зрительно-предметного восприятия у младших школьников. Материалы и методы: в исследовании приняли участие 22 школьника (11 мальчиков, 11 девочек), учащиеся 1-го класса общеобразовательной школы г. Тамбова. Для выявления дисфункций в работе мозга был использован тест Тулуз-Пьерона, методика оценки развития зрительно-предметных функций Н.М. Пылаевой, методика Т.В. Ахутиной и др. Отдельным этапом работы было исследование зрительно-предметных функций у детей с нормальным психическим развитием (норма) и минимальными мозговыми дисфункциями по ряду нейропсихологических проб: «пересказ» и «опознание наложенных изображений». Результаты: анализ результатов обследования по ряду тестов показал, что у двух третей обследуемых из всей группы учащихся психический онтогенез протекает в норме, в то время как у одной трети школьников выявлены дисфункциональные нарушения в работе мозга. Основными признаками таких нарушений является высокая утомляемость, замедленная врабатываемость, периодическое выключение интеллектуальной деятельности, интерференция предыдущей деятельности на последующую; неустойчивость, слабая концентрация внимания и полное отсутствии его распределения; маленький объем кратковременной и оперативной памяти. Результаты показателей по шкалам «программирование и контроль», «грамматическое оформление» у школьников с дисфункциональными нарушениями указывают на то, что эти дети не могут неполно пересказать содержание, искажают детали, в том числе, связанные с нарушением порядка событий, не могут выделить существенные элементы в тексте. Такие школьники отвлекаются на второстепенные данные и поэтому, как правило, не могут дать стройного последовательного изложения прочитанного. Выводы: обнаружены различия в корковых механизмах переработки зрительной информации у детей с нормальным психическим развитием и детей с признаками минимальных мозговых дисфункций. Недостаточное развитие таких компонентов как программирование и контроль, серийная организация, гибкое соединение аналитической и целостной стратегии восприятия у детей с минимальными мозговыми дисфункциями указывают на органические изменения центральной нервной системы, влекущие за собой нарушения в формировании данных компонентов зрительно-вербальных функций.
Особенности зрительно-предметного восприятия у детей с минимальными мозговыми дисфункциями / Г. А. Бобков [и др.] // Спортивная медицина: наука и практика .— 2016 .— №3 .— С. 33-37 .— doi: 10.17238/ISSN2223-2524.2016.3.33 .— URL: https://rucont.ru/efd/543162 (дата обращения: 09.05.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

2016 DOI: 10.17238/ISSN2223-2524.2016.3.33 УДК: 612.745 Особенности зрительно-предметного восприятия у детей с минимальными мозговыми дисфункциями 1 Г. А. БОБКОВ, 1 1 Т. В. ДОЛМАТОВА, 2 Л. В. СОРОКИНА, 2 Э. Л. БЕЛЯЕВА ФГБУ Федеральный научный центр физической культуры и спорта Минспорта России, Москва, Россия 2 ФГБОУ ВО Тамбовский государственный университет им. <...> Г.Р. Державина Минобрнауки России, Тамбов, Россия Сведения об авторах: Бобков Геннадий Александрович – ведущий научный сотрудник отдела разработки медико-биологических и экологических проблем ФГБУ ФНЦ ВНИИФК Минспорта России, профессор, д.б.н. <...> Долматова Тамара Владимировна – руководитель центра повышения квалификации специалистов в спортивной отрасли ФГБУ ФНЦ ВНИИФК Минспорта России, к.полит.н. <...> Сорокина Лидия Владимировна – старший преподаватель кафедры клинической психологии ФГБОУ ВО Тамбовский государственный университет им. <...> Г.Р. Державина Минобрнауки России Features of visual object recognition in children with minimal cerebral dysfunction 1G. <...> (Biology), Prof., Leading Researcher of the Laboratory of Medico-Biological and Ecological Problems of the Federal Science Center for Physical Culture and Sport Tamara Dolmatova – Ph.D. <...> Для выявления дисфункций в работе мозга был использован тест Тулуз-Пьерона, методика оценки развития зрительно-предметных функций Н.М. Пылаевой, методика Т.В. Ахутиной и др. <...> Отдельным этапом работы было исследование зрительно-предметных функций у детей с нормальным психическим развитием (норма) и минимальными мозговыми дисфункциями по ряду нейропсихологических проб: «пересказ» и «опознание наложенных изображений». <...> Результаты: анализ результатов обследования по ряду тестов показал, что у двух третей обследуемых из всей группы учащихся психический онтогенез протекает в норме, в то время как у одной трети школьников выявлены дисфункциональные нарушения в работе мозга. <...> Основными признаками таких нарушений является высокая утомляемость, замедленная врабатываемость, периодическое выключение интеллектуальной деятельности, интерференция предыдущей <...>