Пещеру Ласко во Франции называют «Сикстинской капеллой первобытной живописи» www.artdiscovery.info ИСКУССТВА ОЛЬГА ФАДЕЕВА ТЕКСТ социальная машина Прежде чем осуждать неудачные граффити, задумайтесь – их авторы наверняка испытывают «метафизическое беспокойство», с которого началось все искусство на Земле. <...> Мы унаследовали эти ощущения от прародителей, а вот как это происходило, «ММ» рассказал известный археолог Леонид Вишняцкий. <...> Л – Леонид Борисович, расскажите о самых первых шедеврах человеческого искусства. <...> – В 1879 году в пещере Альтамира в Испании девятилетняя дочка археолога-любителя Марселино де Саутуолы подняла голову к потолку и увидела разноцветные изображения бизонов. <...> Саутуола эти рисунки описал и через год опубликовал, но научное сообщество их не приняло – слишком уж совершенны и красочны были нарисованные фигуры. <...> Ведущим специалистам по каменному веку, таким как французские археологи Габриэль де Мортилье и Эмиль Картальяк, эти рисунки казались неА У НАС ДАЖЕ СПЕЦИАЛЬНО ЛИЦО БЕЗВОЛОСОЕ – ЧТОБЫ ЛЕГКО МОЖНО БЫЛО ПРОЧИТАТЬ МИМИКУ правдоподобно искусными для «допотопного периода». <...> Убежденные эволюционисты, они полагали, что культурные изменения, как и биологические, должны происходить постепенно. <...> А изображения Альтамиры никак не укладывались в сложившиеся представления о культуре «троглодитов» – обитателей пещер, не знавших ни земледелия, ни даже глиняной посуды. <...> В одном из писем Мортилье писал Картальяку, что, скорее всего, рисунки в Альтамире – подделка, инспирированная иезуитами, Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник отдела археологии палеолита Института истории материальной культуры РАН. <...> Главный редактор «Российского археологического ежегодника», автор научных и научно-популярных книг, в том числе «История одной случайности, или происхождение человека», «Неандертальцы: история несостоявшегося человечества», «Человек в лабиринте эволюции». <...> Картальяк <...>