µ Механизация строительства ИССЛЕДОВАНИЯ УДК 53.082.52 Многопараметрическая математическая модель процесса плавного торможения лифтов Осипов Сергей Павлович, канд. техн. наук, доцент кафедры «Строительные и дорожные машины», Томский государственный архитектурностроительный университет E-mail: osip1809@rambler.ru., frv1@mail.ru Попов Михаил Юрьевич, канд. техн. наук, Томский государственный архитектурно-строительный университет Федяев Роман Викторович, аспирант, Томский государственный архитектурно-строительный университет Е-mail: frv1@list.ru Разработана многопараметрическая модель процесса плавного торможения лифтов, учитывающая зависимость коэффициента трения соприкасающихся поверхностей от скорости и зависимость силы нормального давления от времени. <...> Модель позволяет исследовать временные функции перемещения, скорости и ускорения лифта для различных параметров процесса торможения. <...> Отслеживание динамики изменения параметров торможения лифтов в процессе их эксплуатации позволит оценивать текущее техническое состояние лифтов и своевременно обнаруживать признаки, свидетельствующие о недопустимых изменениях деталей и узлов лифтов, которые могут привести к возникновению нештатных и аварийных ситуаций. <...> Для отслеживания текущей скорости используют штатные измерители скорости. <...> Для оценки ускорения рекомендуется применять акселерометры различного типа [2], в этом случае все остальные параметры процесса торможения определяют с помощью алгоритмов обработки информации о временном изменении ускорения с учетом начальных условий. <...> Традиционно в лифтах используют две системы торможения, одна предназначена для торможения в штатных режимах, другая – в аварийных. <...> Несмотря на то, что процесс торможения лифтов описан [4], в литературе недостаточно данных для разработки математической модели экстренного (аварийного) торможения их, 24 © С.П. Осипов, М.Ю. Попов, Р.В. Федяев, 2012 MULTIPARAMETER MATHEMATICAL MODEL OF THE ELEVATOR SMOOTH BRAKING <...>