Министерство культуры Челябинской области
Южно-Уральский государственный институт искусств имени П.И. Чайковского
ИскусствознанИе:
теорИя, ИсторИя, практИка
Научно-практический журнал
№ 2 (19)
Июль 2017
Челябинск
2017
Стр.1
теорИя, ИсторИя, практИка
ИскусствознанИе:
№ 2 (19)
Июль 2017
Научно-практический журнал. Издается с 2011 года
Выходит три раза в год. ISSN 2227-2577
Главный редактор
Е.А. Куштым – проректор по научной работе и международному
сотрудничеству Южно-Уральского государственного института
искусств им. П.И. Чайковского, кандидат философских наук, доцент
(РФ, г. Челябинск).
Заместители главного редактора
И.В. Истомина – заведующая ассистентурой-стажировкой ЮжноУральского
государственного института искусств им. П.И. Чайковского,
кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории, истории
музыки и композиции Южно-Уральского государственного
института искусств им. П.И. Чайковского (РФ, г. Челябинск).
Н.В. Степанова – доцент кафедры фортепиано Южно-Уральского
государственного института искусств им. П.И. Чайковского, кандидат
педагогических наук, доцент (РФ, г. Челябинск).
Ответственный редактор – С.В. Самойлова
Переводчик, редактор английского текста – Н.А. Сафронова
УЧРЕДИТЕЛЬ
ГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный институт
искусств имени П.И. Чайковского»
ИЗДАТЕЛЬ
ГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный институт
искусств имени П.И. Чайковского».
Адрес издателя: 454091, г. Челябинск, ул. Плеханова, 41
Адрес редакции: 454091, г. Челябинск, ул. Плеханова, 41
Тел./факс (351) 263-34-61. E-mail: art-skill@yandex.ru
Cайт: www.uyrgii.ru
Отпечатано в типографии ГБОУ ВО «Южно-Уральского государственного
института искусств имени П.И. Чайковского».
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере
связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-69975 от 29 мая
2017 г.
Журнал зарегистрирован в International Centre ISSN, Paris – France
Верстка М.А. Сидоров
Дизайн обложки Т.Г. Гумарова
Подписано в печать 26.06.17
Дата выхода в свет 05.07.2017
Формат 60×84/8
Заказ № 38
Тираж 500 экз. Уч.-изд. л. 7,1. Усл. печ. л. 11,6
Цена свободная
Оригинал-макет подготовлен в редакционно-издательском отделе
Южно-Уральского государственного института искусств имени
П.И. Чайковского
Ответственность за содержание статей, а также за
аутентичность использованных цитат, имен, названий несут
авторы публикуемых материалов.
© ГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный институт
искусств имени П.И. Чайковского».
А.В. Бетехтин – председатель редакционного совета,
Министр культуры Челябинской области (РФ, г. Челябинск).
Е.Р.
Сизова – ректор Южно-Уральского государственного
института искусств им. П.И. Чайковского,
доктор педагогических наук, профессор, действительный
член (академик) Российской Академии Естествознания
– секция «Педагогические науки» (РФ,
г. Челябинск).
С.О. Ткаченко – заместитель председателя редакционного
совета, директор Челябинского областного
музея искусств (РФ, г. Челябинск).
О.И. Ардимасов – профессор Московского государственного
академического художественного института
им. В.И. Сурикова, народный художник РФ,
заслуженный деятель искусств РФ (РФ, г. Москва).
Н.С. Бажанов – заведующий кафедрой общего фортепиано
Новосибирской государственной консерватории
(академии) им. М.И. Глинки, доктор искусствоведения,
профессор (РФ, г. Новосибирск).
Вилли Брайнин – президент Российской общенациональной
секции Международного общества музыкального
образования при ЮНЕСКО, руководитель
лаборатории новых технологий в музыкальном и музыкально-педагогическом
образовании Московского
педагогического государственного университета
(Федеративная республика Германия, г. Ганновер).
Ю.Е. Гальперин – профессор консерватории Ivry
sur Seine (Париж), президент ассоциации «Tradition
musicale russe» во Франции (Французская Республика,
г. Париж).
Габриэль Гульен – профессор консерватории
им. Й. Гайдна, лауреат международных конкурсов
(Австрийская республика, г. Айзенштадт).
Ч.Г. Гусейнов – писатель, доктор филологических
наук, профессор кафедры истории русской литературы
XX–XXI века филологического факультета
Московского государственного Университета
им. М.В. Ломоносова (РФ, г. Москва).
Ю.И. Ивлев – директор Костанайского областного
театра русской драмы и кукол (Казахстан, г. Костанай).
Г.А.
Майоров – балетмейстер, заслуженный деятель
искусства России, заслуженный деятель искусства
Бурятии, лауреат государственной премии СССР
(РФ, г. Москва).
Н.П. Наумов – декан факультета театра кукол СанктПетербургской
государственной академии театрального
искусства, профессор, заслуженный работник
культуры России (РФ, г. Санкт-Петербург).
А.А. Покровский – проректор Красноярского государственного
художественного института, профессор,
заслуженный художник России, член-корреспондент
Российской Академии художеств (РФ, г. Красноярск).
А.М. Рубцов – заместитель генерального директора
по научно-просветительской работе Государственного
центрального театрального музея имени
А.А. Бахрушина, заслуженный артист России (РФ,
г. Москва).
Б.П. Хавторин – ректор, профессор кафедры истории
и теории музыки Оренбургского государственного
института искусств им. Л. и М. Ростроповичей,
доктор искусствоведения, заслуженный деятель
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ
Стр.2
искусств РФ, член Союза композиторов России,
член Союза журналистов России (РФ, г. Оренбург).
В.И. Щанкин – заведующий кафедрой балетмейстерского
творчества Кемеровского государственного
Е.А. Куштым – главный редактор, проректор по научной
работе и международному сотрудничеству Южно-Уральского
государственного института искусств
им. П.И. Чайковского, кандидат философских наук, доцент
(РФ, г. Челябинск).
И.В. Истомина – заместитель главного редактора,
заведующая ассистентурой-стажировкой Южно-Уральского
государственного института искусств
им. П.И. Чайковского, кандидат искусствоведения, доцент
кафедры теории, истории музыки и композиции
Южно-Уральского государственного института искусств
им. П.И. Чайковского (РФ, г. Челябинск).
Н.В. Степанова – заместитель главного редактора,
доцент кафедры фортепиано Южно-Уральского государственного
института искусств им. П.И. Чайковского,
кандидат педагогических наук, доцент (РФ,
г. Челябинск).
И.В. Арановская – заведующий кафедрой теории и
методики музыкального образования Волгоградского
государственного социально-педагогического университета,
доктор педагогических наук, профессор (РФ,
г. Волгоград).
Ю.Г. Бобров – проректор по научной работе, заведующий
кафедрой реставрации живописи, доктор искусствоведения
Санкт-Петербургского государственного
академического института живописи, скульптуры и архитектуры
им. И.Е. Репина, доктор искусствоведения,
профессор, член-корреспондент Российской академии
художеств (РФ, г. Санкт-Петербург).
Н.И. Дегтяникова – преподаватель факультета изобразительного
искусства Южно-Уральского государственного
института искусств им. П.И. Чайковского, кандидат
искусствоведения (РФ, г. Челябинск).
О.А. Жукова – профессор факультета гуманитарных
наук Национального исследовательского университета
«Высшая школа экономики», доктор философских
наук (РФ, г. Москва).
С.С. Загребин – научный сотрудник кафедры философии
Челябинского государственного педагогического
университета, доктор исторических наук, профессор,
член секции театральных критиков Челябинской организации
Союза театральных деятелей России (РФ,
г. Челябинск).
М.И. Имханицкий – профессор кафедры баяна и аккордеона
Российской академии музыки им. Гнесиных,
доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель
искусств РФ (РФ, г. Москва).
Ю.А. Лукин – заведующий кафедрой гуманитарных
наук Академии переподготовки работников искусства,
культуры и туризма, доктор философских
наук, профессор (РФ, г. Москва).
университета культуры и искусств, профессор, заслуженный
работник культуры России, член-корреспондент
Петровской академии наук искусств (РФ,
г. Кемерово).
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
Е.А. Минаев – заведующий кафедрой театральнозрелищных
искусств Академии переподготовки
работников искусства, культуры и туризма, доктор
искусствоведения, профессор (РФ, г. Москва).
А.А. Мордасов – заведующий кафедрой режиссуры
театрализованных представлений и праздников
Челябинского государственного института культуры,
профессор, заслуженный работник культуры
РФ, член Союза театральных деятелей РФ (РФ,
г. Челябинск).
И.Э. Рахимбаева – директор института искусств
Саратовского государственного университета, доктор
педагогических наук, профессор (РФ, г. Саратов).
Б.Ф.
Смирнов – профессор кафедры народных
инструментов и оркестрового дирижирования Челябинского
государственного института культуры,
доктор искусствоведения, профессор, заслуженный
работник высшей школы (РФ, г. Челябинск).
Г.Г. Тенюкова – декан факультета художественного
и музыкального образования Чувашского государственного
педагогического университета им.
И.Я. Яковлева, доктор педагогических наук, профессор
(РФ, г. Чебоксары).
А.М. Цукер – заведующий кафедрой истории
музыки Ростовской государственной
консерватории (академии) им. С.В. Рахманинова,
доктор искусствоведения, профессор,
заслуженный деятель искусств РФ (РФ,
г. Ростов-на-Дону).
Р.Р. Шайхутдинов – заведующий кафедрой фортепианного
искусства Московского государственного
института музыки им. А. Шнитке, кандидат искусствоведения,
профессор, заслуженный деятель искусств
Республики Башкортостан (РФ, г. Москва).
О.Е. Шелудякова – профессор кафедры теории
музыки Уральской государственной консерватории
(академии) им. М.П. Мусоргского, доктор
искусствоведения, профессор (РФ, г. Екатеринбург).
О.М.
Шушкова – проректор по научной и учебной
работе Дальневосточной государственной академии
искусств, доктор искусствоведения, профессор (РФ,
г. Владивосток).
Е.Ф. Ященко – заведующий кафедрой прикладной
психологии Петербургского государственного
университета путей сообщения Императора
Александра I (ПГУПС), доктор психологических
наук, доцент, действительный член Международной
академии психологических наук (МАПН), членкорреспондент
РАЕ (РФ, г. Санкт-Петербург).
Стр.3
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ВОПРОСЫ МЕТОДОЛОГИИ, ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ИСКуССТВА
Н.В. Растворова
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ИССЛЕДОВАНИЯХ
МОЛОДЫХ УРАЛЬСКИХ МУЗЫКОВЕДОВ.........................................................................................7
О.Л. Юровская
О НЕКОТОРЫХ СТИЛЕВЫХ СВЯЗЯХ ДУХОВНЫХ СТИХОВ
С ПРАВОСЛАВНОЙ БОГОСЛУЖЕБНОЙ МУЗЫКОЙ................................................................14
Г.У. Юнусова
СПЕЦИФИКА И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПЕЙЗАЖНОЙ ОБРАЗНОСТИ
В ЖИВОПИСИ И МУЗЫКЕ........................................................................................................................24
К.М. Костив
ЭСТЕТИКА ЭПАТАЖА КАК ТВОРЧЕСКОЕ КРЕДО ЭРИКА САТИ..................................35
РАЗДЕЛ 2. ИСПОЛНИТЕЛьСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСКуССТВА
В.В. Громченко
ДУАЛЬНОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА
КАК ПРОБЛЕМА ИСТОЛКОВАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
(На примере Трех пьес для кларнета соло И.Ф. Стравинского)...................................................51
Ю.А. Волков, Н.В. Степанова
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ КОНЦЕПЦИИ РАБОТЫ
НАД ВОКАЛЬНО-СЦЕНИЧЕСКИМ ОБРАЗОМ БОРИСА ХРИСТОВА .............................58
А.А. Львова, Н.В. Степанова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ МАРИИ ЭДУАРДОВНЫ ДОНЕЦ-ТЕССЕЙР........64
РАЗДЕЛ 3. ПЕДАГОГИКА ИСКуССТВА
И ХуДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Л.А. Секретова
ФОРМИРОВАНИЕ АНАЛИТИЧЕСКОЙ СЛУХОВОЙ СПОСОБНОСТИ
У СТУДЕНТОВ ВУЗА
(на примере современной аккордики)...........................................................................................................70
А.А. Бай, С.С. Титова
ДИСЦИПЛИНЫ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА:
ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ
КОМПОЗИТОРОВ XX ВЕКА.......................................................................................................................75
РАЗДЕЛ 4. ТЕОРИЯ, ФИЛОСОФИЯ И ИСТОРИЯ КуЛьТуРЫ
Р.Ф. Хабибрахманова, М.В. Рахимова
МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА: ИСКУССТВО ЛЮБИТЬ..................................................................82
4
Стр.4
Содержание
Е.С. Чиликин, Е.И. Хусаинова
НОВЫЕ ФОРМЫ ПРОДВИЖЕНИЯ ЧТЕНИЯ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ...............................85
CONTENTS
SECTION 1. ISSUES OF METHODOLOGY, THEORY AND HISTORY OF ART
N.V. Rastvorova
MODERN APPROACHES IN THE RESEARCH
OF YOUNG URAL MUSICIANS.....................................................................................................................7
O.L. Yurovskaya
ON SOME STYLE LINKS OF SPIRITUAL VERSE WITH ORTHODOX MUSIC.............14
G.U. Yunusova
SPECIFICITY AND STAGES OF LANDSCAPE PICTURESQUENESS
DEVELOPMENT IN PAINTING AND MUSIC......................................................................................24
K.M. Kostiv
AESTHETICS OF EPATAGE AS A CREATIVE CREDO OF ERIK SATIE...........................35
SECTION 2. PERFORMING ARTS PROBLEMS
V.V. Gromchenko
THE DUALITY OF ARTISTIC IMAGE AS PROBLEM
OF MUSIC INTERPRETATION
(by the example of Three pieces for clarinet solo by I. Stravinsky)..................................................51
Y.A. Volkov, N.V. Stepanova
BASIC THESES OF PERFORMING CONCEPT
OF WORK OVER VOCAL-STAGE IMAGE OF BORIS HRISTOV............................................58
A.A. Lvova, N.V. Stepanova
PEDAGOGICAL PRINCIPLES BY MARIYA EHDUARDOVNA DONEC-TESSEJR..............64
SECTION 3. PEDAGOGY OF ART AND ART EDUCATION
L.A. Sekretova
FORMATION OF THE ANALYTIC HEARING ABILITY
OF STUDENTS OF THE HIGHER EDUCATION STUDIES
(on the example of modern accords)...............................................................................................................70
A.А. Baj, S.S. Titova
DISCIPLINES OF THE MUSICAL-THEORETICAL CYCLE: FORMS OF WORK
WITH CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE WITH THE USE OF WORKS
OF THE COMPOSERS OF OUR COUNTRY OF THE XX CENTURY...................................75
SECTION 4. THEORY, PHILOSOPHY AND HISTORY OF CULTURE
R.F. Habibrahmanova, M. V. Rakhimova
A MAN AND A WOMAN: THE ART OF LOVING............................................................................82
5
Стр.5