МАМАЕВА Светлана Анатольевна канд. пед. наук, старший научный сотрудник Научно-методического отдела библиотековедения Российской национальной библиотеки discovery@nlr.ru Коммуникативные СТРАТЕГИИ УЧЕНЫХ Каждый исследователь, вступая в мир науки, застает систему научных коммуникаций уже сложившейся в виде комплекса различных ее каналов, средств, форм, институтов. <...> Эти возможности напрямую связаны с положением исследователя не только в когнитивной, но и в социальной структуре научной дисциплины. их внешней по отношению к индивиду обусловленности и регламентирумости закреплено в понятии «системы научных коммуникаций». <...> Каждый исследователь, вступая в мир науки, застает систему научных коммуникаций уже сложившейся в виде комплекса различных ее каналов, средств, форм, институтов. <...> П 6 рофессиональные взаимодействия ученых определенным образом организованы. <...> Она предоставляет возможности для научных контактов и одновременно накладывает на них некоторые ограничения, задает рамки взаимодействия. <...> В ходе профессиональной социализации ученый усваивает нормы и правила научной коммуникации. <...> Характерный для постклассической социологии науки процессуальный подход, рассматривающий науку в действии, в процессе создания, делает акцент на активности агента познания. <...> Помимо понятия системы научных коммуникаций и часто как альтернативное ему используется понятие «сети научных коммуникаций». <...> «Сети – стабильные модели непосредственного взаимодействия между людьми» [1]. <...> Таким образом, неформальные, т.е. личные и неофициНаучная периодика: проблемы и решения Коммуникативные стратегии ученых альные профессиональные контакты в научном сообществе, представляют собой социальные сети. <...> Каждый исследователь осмысленно, рационально и, можно сказать, творчески подходит к предоставленным ему системой коммуникации возможностям и пытается преодолеть налагаемые ею коммуникативные ограничения, рамки и пределы <...>