Часть 4 Взгляд старого книжника на русского книготорговца С окращение в XXI веке, до почти полного исчезновения, книжников с территории «святой Руси» — трагический симптом для русской нации, потеря для болтунов о необходимости создания единой русской идеи практически невосполнимая. <...> Ибо, как показывает анализ истории страны, именно фанатики чтения были основой интеллектуальной среды России последнюю тысячу лет, формировали ту идеологическую концепцию, что объединяла нацию на определенном этапе социально-экономического развития страны: язычество — в древней Руси, православие в период Средневековья и Нового времени, просвещение в период наращивания капиталистических отношений в обществе, быстро скукожившаяся на территории СССР идея социальной справедливости. <...> Ибо наследники большевиков одновременно разрушали ее, как в случае с бандитским переворотом 1985–1993 гг., когда книга перестала быть светочем знаний, а превратилась в поток словесного дерьма. <...> Потеря светским читателем «Слова о полку Игоревом» на шесть веков с реанимацией этого текста после наполеоновского нашествия, не означает, что рукопись XII века не читали русские монахи. <...> Пять-десять книжников38 НАША МОЛОДЁЖЬ № 2(116), 16–31 января 2016 монахов обязательно каждое столетие окуналось в бездну мудрости безымянного патриота русского — последователя «вещего Бояна», предупреждающего славян о пагубности межплеменной розни. <...> И, кто знает, не эта ли живущая внутри народа русского мысль спасла нацию от самоуничтожения во многие столетия битвы западноевропейских католиков и протестантов с православным людом, объявившим себя наследниками Византии. <...> Пожар Москвы 1812 года уничтожил рукопись «Слова» физически, но поднял ее в сознании нации на высоту, вполне сравнимую с осознанием Евангелий верующими в Бога триединого. <...> При этом летописное сказание это, основанное на реальном событии в XII веке, не только легло в основу всей русской литературы <...>