Странствие великой мечты Геннадий Гусев В далекой древности родилась мечта о справедливом устройстве общества, о торжестве добра над злом. <...> Мы продолжаем рассказывать о приключениях этой мечты на сложном пути среди людей до наших дней. <...> Еще мерцали в сумерках века болотные огоньки прекраснодушных проектов спасения человечества от капитализма; еще не сносились «гигантские детские башмаки пролетариата» — собственно пролетарские, угрюмые и наивные, неуклюжие учения, преисполненные, однако, решимости к борьбе и веры в победу; еще гремели — в канун кровавых революционных баталий — словесные философские схватки, но уже кристаллизовалась, вызревала великая Истина пролетариата! <...> К ней неудержимо и упрямо шли молодые Карл Маркс и Фридрих Энгельс, шли сквозь дебри противоречивых, однобоких, путаных философских учений, социальных догм, сквозь мутный планктон разрозненных фактов, сквозь кажущуюся непостижимость буржуазных экономических «чудес». <...> Натура одержимая, увлекающаяся, страстная, юный Карл терзается мыслью о выборе пути, о точном соотнесении своих способностей и склонностей с будущим, непременно полезным для человечества, делом. <...> Задача огромная: постичь, выявить потенциальные возможности всех (таков юношеский максимализм!) социально-философских, экономических и культурно-эстетических концепций, так или иначе пытавшихся ответить на извечный вопрос о смысле жизни, о природе добра и зла, о будущем. <...> «Трудиться для человечества» — так формулирует свое кредо юный Маркс в знаменитом «Размышлении юноши при выборе профессии». <...> И продолжает: только на этом пути не страшны никакие трудности, утраты, бремя невзгод, ибо все это — «жертва во имя всех». <...> И Маркс, и Энгельс в юности писали стихи. <...> Литература, искусство помогали пробуждению в гениях критического отношения к действительности, ненависти к угнетению и равнодушию. <...> Они помогли не умом только, но и сердцем изучать многострадальную биографию <...>