Геннадий Гусев СТРАНСТВИЕ ВЕЛИКОЙ МЕЧТЫ СЛИЯНИЕ БОГА, ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА . <...> ИОГАНН ВОЛЬФГАНГ ГЁТЕ (1747—1832 гг.) до чрезвычайности сродни по духу и мощи титанам Возрождения. <...> Гёте близок гуманизму Ренессанса своим обширным универсализмом. <...> Философия Гёте — жизнерадостный гуманистический пантеизм, слияние Бога, природы и человека. <...> Его обуревала Прометеева жажда деяния; масштабы его художественных свершений поистине необозримы и неоценимы. <...> Долгожитель немецкого Просвещения, Гёте в своем творчестве пошел дальше, поднялся выше всех своих предшественников в постижении мира и человека, прошлого — и будущего. <...> Перед нами предстает поистине трагическая картина раздвоения Общероссийский молодёжный журнал великой личности, фатального разлада между высокими духовными устремлениями гиганта и приземленной житейской практикой сына своего класса. <...> Гёте был не в силах победить немецкое убожество — убожество мелочной, мещанской действительности раздробленной Германии. <...> И вместе с тем он был надежно опутан паутиной филистерских страхов перед народным бунтом. <...> Дерзание, порыв, бесстрашие — в мысли; осмотрительность, «медленным шагом, робким зигзагом», «каждому свое» — в реальности. <...> Гёте был слишком разносторонен, он был слишком активной натурой, слишком соткан из плоти и крови, чтобы искать спасения от убожества в шиллеровском бегстве к кантовскому идеалу. <...> Мысль Гёте металась между молотом народного гнева («стихия», «анархия», «крах культуры»!) и наковальней гнусной застойной действительности. <...> Оказалось: холодно, ЛИТЕРАТУРА 49 В далекой древности родилась мечта о справедливом устройстве общества, о торжестве добра над злом. <...> Мы продолжаем рассказывать о приключениях этой мечты на сложном пути среди людей до наших дней. <...> . Нет, при всей очевидности «примирения» с действительностью непростым было это примирение — горестным, тяжким. <...> Но ни на секунду нельзя забывать об активной натуре Гёте! <...> «Малые дела» по службе <...>