Странствие Голос земли Геннадий Гусев По камушку, по черепку, по бересточке, по строчке восстанавливают родную историю русские исследователи. <...> Благодаря их упорству и умению удается вырвать из забвения многие, казалось бы, навсегда утраченные дорогие имена, события, учения эпохи раннего и позднего Средневековья. <...> В противовес идеологии господ они светлыми умами лучших своих заступников создавали свою идеологию, лелеяли свою неизбывную мечту. <...> Интенсивность и широта социальной мысли русского народа, дерзость прогнозов на будущее, решимость тут же приступить к делу созидания на земле «царства божьего» ничуть не уступали мысли, дерзости и решимости европейцев. <...> Русь неслась навстречу будущему на двух широких «крыльях» средневековой демократии (и, добавим, непокорства тирании!) <...> . Одно крыло, по Северу, — новгородское, вечевое, торговое, а также беломорское, крестьянское — без помещиков, без барщины. <...> Другое, по бескрайнему Югу, — казацкое, непокорное, от степей Украины до Яика, а потом дальше, в Сибирь-матушку, так и не познавшую крепостного ярма. <...> Примерно с середины XVI века настроения крестьянских масс, их мечты и чаяния пробиваются в письменную литературу и публицистику. <...> Голос народа, голос земли, сдавленный феодальным гнетом, начинает звучать то воплем гнева, то жалобным шепотом надежды в сочинениях самых первых русских народных заступников. <...> 36 Одним из ранних выразителей крестьянской социальной утопии был русский публицист ЕРМОЛАЙ-ЕРАЗМ (середина XVI века), обосновавший оригинальное учение о «едином обществе». <...> В основу утопии положено «божественное», неделимое понятие Правды, которое уходит в НАША МОЛОДЁЖЬ № 10(76), 16–31 мая 2014 патриархально-общинные глубины. <...> Неработающие, то есть феодалы, чиновные люди и купцы — это, по сути своей, тунеядцы, присваивающие обманом или силой чужое www.nasha-molodezh.ru великой мечты В далекой древности родилась мечта о справедливом устройстве общества, о торжестве добра <...>