Цвет фона:
Сергей Тимофеевич ГРИГОРЬЕВ
ПАРОХОД НА СУШЕ
Рассказ моего деда
[]
Рисунки Л. <...> Царь Николай Первый проехал от Петербурга до Царского
Села в коляске, поставленной на открытую платформу. <...> Тянул поезд маленький паровоз с
высокой трубой, построенный в Англии на заводе изобретателя первого паровоза Георга
Стефенсона. <...> Паровоз отапливался брикетами-кирпичами кардиффского угля, нарочно
выписанными для этого из Англии. <...> Мне довелось мальчишкой слышать от моего деда Григория Патрикеевича о первых
паровозах и о первых поездах на Царскосельской дороге. <...> И просто не верилось, что дед
рассказывает одну правду, а вам-то через целых сто лет, пожалуй, и вовсе за сказку
покажется. <...> Начать с того, что дед мой не мог привыкнуть к слову "паровоз" и упорно называл
локомотив "пароходом". <...> Дед в подтверждение своего
рассказа пел нам, внучатам, под гусли песню, вернее - старинные куплеты, о первом
"пароходе":
Подымался Питер рано. <...> Лишь забили в барабаны,
Все пустилися в поход
Поглядеть на пароход. <...> Впереди орган играет,
Всполошась, вороны грают,
Удивляется народ
На чудесный пароход:
"До чего народ доходит Самовар по рельсам ходит! <...> Вдруг навстречу ему бык
Чрез канаву прямо прыг! <...> У меня в жизни было много разных "вакансий", - рассказывал дед. <...> - В то лето вышла
мне "вакансия" быть скотогоном, подпаском. <...> Мамынька выговорила мне жалованья десять
рублей "за все" и, справляя меня, на всякий случай зашила в подоплеку рубахи три
целковеньких. <...> Наше село Куженкино приписано было к Хотиловскому Яму*. <...> По тракту, вернее - вдоль тракта, потому что
вол камня не любит, - всегда гнали волов на мясо в Питер со степей саратовских, с
Астрахани, с Дону и Кубани, а главное, из Черкасска, потому что в Питере очень уважают
черкасское мясо. <...> Скотины гнал наш хозяин порядочно: восемьдесят голов, а восемьдесят первый единственный среди волов бугай, то есть бык. <...> А на шее у него, как у волостного старшины, жестянка <...>
Пароход_на_суше.pdf
Цвет фона:
Сергей Тимофеевич ГРИГОРЬЕВ
ПАРОХОД НА СУШЕ
Рассказ моего деда
[]
Рисунки Л. Фалина
В 1951 году 17 апреля исполнилось сто лет с начала правильного движения на первой в
России железной дороге от Петербурга до Павловска. Открытие дороги произошло еще
раньше: 30 октября 1837 года. Царь Николай Первый проехал от Петербурга до Царского
Села в коляске, поставленной на открытую платформу. Тянул поезд маленький паровоз с
высокой трубой, построенный в Англии на заводе изобретателя первого паровоза Георга
Стефенсона. Паровоз отапливался брикетами-кирпичами кардиффского угля, нарочно
выписанными для этого из Англии. И рельсы, или "плющенные шины", как тогда их
называли, были прокатаны тоже в Англии, на заводе Буттерлей.
Мне довелось мальчишкой слышать от моего деда Григория Патрикеевича о первых
паровозах и о первых поездах на Царскосельской дороге. И просто не верилось, что дед
рассказывает одну правду, а вам-то через целых сто лет, пожалуй, и вовсе за сказку
покажется.
Начать с того, что дед мой не мог привыкнуть к слову "паровоз" и упорно называл
локомотив "пароходом". "Сказка - складка, а песня - быль". Дед в подтверждение своего
рассказа пел нам, внучатам, под гусли песню, вернее - старинные куплеты, о первом
"пароходе":
Подымался Питер рано.
Лишь забили в барабаны,
Все пустилися в поход
Поглядеть на пароход.
В трубы звонко затрубили,
В барабаны громко били.
Пароход идет, парит,
"Юбер" в дудочку дудит.
Впереди орган играет,
Всполошась, вороны грают,
Удивляется народ
На чудесный пароход:
"До чего народ доходит -
Самовар по рельсам ходит!"
Вдруг навстречу ему бык
Чрез канаву прямо прыг!
Стр.1