cоциальное партнерство как фактор развития высшего образования Аннотация В статье рассмотрены проблемы потребительского поведения, негативно влияющие на качество высшего образования в России. <...> Выходом из создавшегося положения автор видит социальное партнерство в сфере образования, позволяющее повысить конкурентоспособность вузов. <...> Ключевые слова: конкурентоспособность вуза, потребительское поведение, социальное партнерство C егодня российское образование переживает непростые времена. <...> С одной стороны, на вузы оказывает давление государство, требуя кардинальной перестройки деятельности, тотальной инновационности и высокой конкурентоспособности, с другой стороны – потребители, предъявляя определенные требования по структуре специальностей, имиджу, а так же качеству и «легкости» обучения. <...> И, наконец, работодатели недовольны уровнем подготовки, набором компетенций, и не соответствием ожиданиям новоиспеченных специалистов. <...> Однако необходимо отметить, что при этом в России более высокий спрос на услуги системы высшего образования со стороны населения, по сравнению с целым рядом стран, включающих как наиболее сильные в экономическом плане страны Евросоюза, так и США. <...> И существующий спрос на высшее образование не только не ослабевает, даже не смотря на не столь значительный прирост будущих доходов выпускника вуза, но и продолжает расти. <...> Даже в период «демографической ямы» конкурсы в вузы оставались чрезвыКовцев Константин Викторович аспирант, Мурманский государственный технический университет Kovtsev-kv@rambler.ru 119 образование …в России более высокий спрос на услуги системы высшего образования со стороны населения, по сравнению с целым рядом стран чайно высокими, чему способствовал и переход на новые условия приема в вузы по ЕГЭ. <...> Проблемы потребительского поведения как фактор ания 120 российское предпринимательство, № 19 (217) /октябрь 2012 Современное потребительское поведение в сфере <...>