ТЕМА НОМЕРА Как выстоять в бурю Дмитрий ЛЕСИН Кризис затронул все сферы автомобильного бизнеса. <...> То, что по авторизованным предприятиям пришелся более сильный удар экономической стихии, нежели по их независимым собратьям, объясняется несколькими факторами. <...> С одной стороны, до кризиса благосостояние дилеров зиждилось в большей или меньшей степени на продажах автомобилей. <...> Финансовые же неурядицы с сокращением кредитования и снижением жизненного уровня среднего класса привели к падению продаж (весной в среднем по рынку оно составило порядка 40%). <...> Но еще ощутимее сказалась вовлеченность подавляющего большинства дилеров в долгие инвестиционные проекты, сопряженные с высоким уровнем закредитованности компаний. <...> Да и созданные с соблюдением многочисленных «стандартов» роскошные дилерские центры в момент кризиса стали непомерным бременем. <...> Во-первых, мы наблюдаем стремительное перераспределение доходов от шоу-рум в направлении сервиса. <...> Если до кризиса его доля в прибыли столичных дилеров обычно не дотягивала до 50% (а во многих региональных компаниях и вовсе была ничтожной), то теперь все чаще авторизованные предприятия имеют основной приход средств именно из ремонтных цехов. <...> Виталий Корнеев, директор «Атлант-М Бажова»: В трудные времена у нас были периоды, когда сервис практически датировал остальные службы дилерского центра. <...> Судя по всему, в дальнейшем начавшийся процесс перераспределения пойдет быстрыми темпами. <...> Тому доказательство — ситуация, складывающаяся в западных странах: Виталий Корнеев: Агентство РБК опубликовало данные, по которым в январе-феврале 2009 г. в США рост рынка сервисных услуг составил порядка 16%, притом, что сами продажи автомобилей упали на 40%. <...> Говорить о росте продаж сервиса у нас пока еще рановато. <...> Правда, далеко не всегда 21 КУЗОВ 2009 Виктор Алексеев заместитель генерального директора МАХ «Атлант-М» по развитию бизнеса ТЕМА НОМЕРА это сказывалось на ситуации в авторизованных <...>