Экономический анализ: теория и практика ISSN 2311-8725 (Online) ISSN 2073-039X (Print) Валерий Викторович ИОСИФОВ кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой машиностроения и автомобильного транспорта, Кубанский государственный технологический университет, Краснодар, Российская Федерация iosifov_v@mail.ru История статьи: Принята 16.08.2016 Принята в доработанном виде 31.08.2016 Одобрена 15.09.2016 УДК 004.94:620.9 JEL: O18, O33, Q42 Ключевые слова: инновационные автотранспортные технологии, диффузия инновационных технологий, экологические эффекты, прогнозирование, сценарный анализ Понимание* Аннотация Предмет. <...> Рассматриваются методологические подходы к прогнозированию экономикоэкологических эффектов диффузии инновационных автотранспортных технологий – электромобилей и автомобилей на водородном топливе. <...> Сложность этой проблемы заключается в необходимости учета динамики развития не только основных замещаемой и замещающих технологий, но и обеспечивающих технологий, роль которых в данном случае выполняют технологии электрогенерации и риформинг метана. <...> Предложен метод сценарного анализа, включающий анализ временных рядов, метод кривых обучения и регрессионные модели. <...> Прогнозирование динамики техникоэкономических параметров основных и обеспечивающих технологий осуществляется при помощи моделей кривых обучения, прогнозирование уровня спроса на исследуемые технологии – при помощи моделей временных рядов, а уровень диффузии замещающей технологии определяется воздействием различных внешних факторов, в том числе стимулирующей государственной политикой. <...> В зависимости от интенсивности воздействия экзогенных факторов вырабатываются основные сценарии, в рамках которых осуществляется прогноз экономико-экологических эффектов исследуемого процесса замещения технологий. <...> Упрощенный вариант сценарного анализа апробирован на примере Псковской области – региона, демонстрирующего наиболее высокие удельные показатели <...>