ГРИГОРЬЕВ, Аполлон Александрович [16(28).VII.1822, Москва --25.IX(7.Х).1864, Петербург] -поэт,
литературный и театральный критик. Дед Г. был крестьянином, дослужившимся до дворянства.
Появление Г. на свет сопровождалось драматическими обстоятельствами: его отец страстно полюбил
дочь крепостного кучера, родившую сына до того, как, преодолев сопротивление родных, молодые люди
обвенчались, поэтому "незаконнорожденный" мальчик долго числился московским мещанином. Служба
отца Г. в городском магистрате обеспечила материальный достаток семье, и Г. получил прекрасное
домашнее образование. В детстве и ранней юности в воспитании Г. своеобразно переплетались мощное
влияние романтической литературы и впечатлений патриархального быта Замоскворечья, купеческого и
мелкочиновного района Москвы, где жила семья. В 1842 г. Г. окончил первым кандидатом юридический
факультет Московского университета и начал в нем работать. В студенческие годы дружил с А. А.
Фетом (жившим в доме Г.), Я. П. Полонским, С. М. Соловьевым и другими лицами, сыгравшими
впоследствии заметную роль в русской культуре. Молодежь увлекалась философией и поэзией, центром
кружка Фет в воспоминаниях называл Г. В 1843 г. в журнале "Москвитянин" Г. начал печататься как
поэт. В эти годы он переживает глубокое увлечение принадлежавшей к известной московской
интеллигентной семье Антониной Корш, вышедшей замуж за Кавелина. Несчастная любовь отразилась в
лирике Г. 40 гг., в романтических повестях того периода. В 1844 г. Г. тайком уезжает из родительского
дома в Петербург, чтобы начать самостоятельную жизнь профессионального литератора (периодически
он вел также преподавательскую деятельность). Как критик Г. начал печататься в журнале "Репертуар и
Пантеон" (с 1844 г.) и петербургском журнале "Финский вестник", мн. др. изданиях. Единственная книга
Г. "Стихотворения Аполлона Григорьева" (1846) привлекла внимание В. Г. Белинского. В рецензии на
эту книгу и сборник Я. П. Полонского "Стихотворения 1845 г." Белинский пишет, что в стихах Г. видишь
"ум и чувство, но не видишь фантазии, творчества, даже стиха. Правда, местами стих его бывает силен и
прекрасен, но тогда только, когда он одушевлен негодованием, превращается в бич сатиры, касаясь
некоторых явлений действительности... Он глубоко чувствует и многое глубоко понимает, это иногда
делает его поэтом" (Белинский В. Г. Поли. собр. соч.-- М., 1955.-- Т. IX.-- С. 593--594). В обзоре "Взгляд
на русскую литературу 1846 года", оценивая невысоко всю поэзию года, как не отвечающую
современному направлению литературы, Белинский пишет, что из поэтических книг 1846 г.
"замечательнее других -- "Стихотворения Аполлона Григорьева". В них, по крайней мере, есть хоть
блестки дельной поэзии, т. е. такой поэзии, которой не стыдно заниматься как делом. Жаль, что этих
блесток не много: ими обязан был г. Григорьев влиянию на него Лермонтова" (Там же.-- Т. X.-- С. 35-36).
В 1846 г., вернувшись в Москву, Г. сотрудничает в "Московском городском листке", где знакомится
с А. Н. Островским. В 1847 г. Г. женится на сестре А. Ф. Корш -- Лидии, но брак оказался неудачным и
скоро распался. В 1850 г. Г. сближается с М. П. Погодиным и в 1851 -- 1855 гг. вместе с Островским
возглавляет "молодую редакцию" "Москвитянина", будучи ведущим критиком журнала и печатая здесь
также стихи и переводы. На эти годы приходится драматическая безответная любовь Г. к Л. Я. Визард,
которая вышла замуж за актера и драматурга М. Н. Владыкина, впоследствии получила в Швейцарии
степень доктора медицины и была одной из первых женщин-врачей в России. Эта многолетняя любовь
оставила глубокий след в поэзии Г., даже последние его стихи ("И все же ты, далекий призрак мой...",
1864) связаны с ней. В 1855 г. нарастающие мучительные противоречия как среди членов "молодой
редакции", так и между ними и Погодиным приводят "Москвитянин" к кризису. Г. фактически лишается
любимого дела, наряду с мучительными личными переживаниями это толкает его принять предложение
Погодина и уехать в Италию в качестве домашнего учителя кн. И. Ю. Трубецкого, затем Г. живет за
границей самостоятельно (1857--1858 гг., Италия, Франция, Германия). Возвратившись в Петербург, в
1858--1859 гг. он редактирует журнал "Русское слово" и печатается в нем. В 1861--1863 гг. активно
сотрудничает в журнале братьев Достоевских "Время". В 1859 г. Г. вступает в гражданский брак с М. Ф.
Дубровской, взятой им из притона, но надежда на счастливую жизнь не оправдалась: несмотря на любовь
к Г., М. Ф. Дубровская оказалась слишком опутана мещанскими предрассудками, стремлением "к
благопристойной" и даже "светской" жизни. Пытаясь наладить свою семейную жизнь, Г. уехал с ней в
Оренбург, где служил преподавателем в кадетском корпусе (1861--1862), но после серии скандалов дело
кончилось разрывом и возвращением в Петербург (отношения с Дубровской отражены в поэме "Вверх по
Волге", 1862). В 1863 г. Г. редактирует еженедельник "Якорь" и печатается в нем. В 1864 г. и до своей
смерти (последовавшей вскоре после выхода из долговой тюрьмы) сотрудничает в журнале Достоевских
"Эпоха".
Яркая личность Г., человека, фанатически преданного искусству, неутомимого в нравственных и
умственных исканиях, страстного в интеллектуальных и житейских увлечениях, искреннего в
самокритике, не способного на компромиссы, а вместе с тем в житейских делах беспорядочного и
беспомощного, производила глубокое впечатление на хорошо знавших его. По предположению
исследователей, некоторые черты его биографии отразились в "Дворянском гнезде" И. С. Тургенева
Стр.1