Аполлон Григорьев
Искусство и нравственность
Новые grubeleien {*} по поводу старого вопроса
Аполлон Григорьев. <...> .}
I
Да не ужасаются читатели (вы, кому я посвящаю мои заметки, конечно, ни в каком случае не
ужаснулись бы),-- да не ужасаются, говорю я, читатели, взглянувши мельком на заглавие моей статейки,-и да не воображают они, что вопрос об искусстве и нравственности хочу я следить в сферах отвлеченного
мышления. <...> Во-первых, в сферах отвлеченного мышления вопрос порешался несколько раз и почти всегда,
если только мышление было действительно отвлеченное,-- приводил к одинаковым результатам. <...> Статья явилась на свет решительно в муках
раскаяния, каким-то неправильно развившимся эмбрионом, с головой, значительно разросшейся на счет
туловища, и, как эмбрион, на своих ногах ходить не могла: ее надобно было поддерживать, что всегда -- и
людей и статьи ставит в весьма неловкое, невыгодное, то беззащитное, то зависимое положение. <...> ..
И не думайте, пожалуйста, чтобы эти слова услыхал я от лица, черпавшего свои воззрения из тех
же источников, из которых в наши дни черпает их "Домашняя беседа" или черпал во дни оны блаженной
памяти "Маяк" 3. <...> В областях
отвлеченного мышления вопрос решался по законам необходимости и решался, в сущности, довольно
просто тем положением, что все, что истинно,-- прекрасно или, пожалуй, просто истинно, что в
произведениях искусства, какого бы то ни было,-- надобно замечать уклонения не против нравственности,
а уклонения против красоты. <...> Не искусство должно
учиться у нравственности, а нравственность учиться (да и училась и учится) у искусства; и, право, этот
парадокс в сущности своей вовсе не так безнравствен, как он может показаться с первого раза всем
высоко нравственным теоретикам, кто бы они ни были и к каким бы различным лагерям ни
принадлежали, к лагерю "Современника" или к лагерю "Домашней беседы", столь дружно подающим
друг другу руки в "нравственном <...>
Искусство_и_нравственность.pdf
Аполлон Григорьев
Искусство и нравственность
Новые grubeleien {*} по поводу старого вопроса
Аполлон Григорьев. Сочинения в двух томах
Том второй. Статьи. Письма
М., "Художественная литература" 1990
Составление с научной подготовкой текста и комментарии Б. Ф. Егорова
OCR Бычков М. Н.
(Н. Н. Страхову)
A ceux qui regretteront les
idoles,-- on dira: Dieu reste.
V. Hugo {**} 1
{* отвлеченные размышления (нем.).
** Тем, кто пожалеет об идолах,-- скажут: остается Бог. В. Гюго (фр.).}
I
Да не ужасаются читатели (вы, кому я посвящаю мои заметки, конечно, ни в каком случае не
ужаснулись бы),-- да не ужасаются, говорю я, читатели, взглянувши мельком на заглавие моей статейки,-и
да не воображают они, что вопрос об искусстве и нравственности хочу я следить в сферах отвлеченного
мышления.
Во-первых, в сферах отвлеченного мышления вопрос порешался несколько раз и почти всегда,
если только мышление было действительно отвлеченное,-- приводил к одинаковым результатам.
Во-вторых, отвлеченным рассмотрением этого вопроса я сам немало занимался и могу
представить фактические доказательства моих занятий в статье, напечатанной в "Русской беседе" 1856
года, под названием "О правде и искренности в искусстве" 2. Статьи этой читатели, конечно, не читали -"ma
tanto meglio" {но тем лучше (ит.).}, может быть. Статья явилась на свет решительно в муках
раскаяния, каким-то неправильно развившимся эмбрионом, с головой, значительно разросшейся на счет
туловища, и, как эмбрион, на своих ногах ходить не могла: ее надобно было поддерживать, что всегда -- и
людей и статьи ставит в весьма неловкое, невыгодное, то беззащитное, то зависимое положение.
Напомнил я об этой статье потому только, что она сама напоминает мне довольно забавное
обстоятельство.
Когда я писал ее -- и, следовательно, более или менее готов был рассуждать о трогаемых ею
вопросах с каждым встречным и поперечным,-- я раз был поражен замечанием, на мои глаза, очень
странным. А именно: говоря с одним лицом о том, что, между прочим, в рассуждении моем затронут
вопрос об отношении между искусством и нравственностию, я получил в ответ слова: "Да, таки давненько
уж они разъединены -- пора бы их помирить как-нибудь".
Разъединены... помирить!..
И не думайте, пожалуйста, чтобы эти слова услыхал я от лица, черпавшего свои воззрения из тех
же источников, из которых в наши дни черпает их "Домашняя беседа" или черпал во дни оны блаженной
памяти "Маяк" 3. Нет! лицо, говорившее о разъединении искусства с нравственностью и о необходимости
их помирить,-- на все другое, кроме искусства и нравственности, на общественное развитие, на гласность
и т. п. высшие предметы, смотрело глазами вполне развитого человека.
Стр.1