Письма
М., "Художественная литература" 1990
Составление с научной подготовкой текста и комментарии Б. Ф. Егорова
OCR Бычков М. Н. <...> ..
Гоголевский "Разъезд" 2
Письмо первое
НЕИЗБЕЖНЫЕ ВОПРОСЫ
I
Вот что скажет народ!.. думал я, выходя из ложи в коридор после третьего действия "Грозы",
закончившегося искреннейшим взрывом общего восторга и горячими вызовами автора 3. <...> Вы не были еще на
представлении, но вы знаете этот великолепный по своей смелой поэзии момент -- эту небывалую доселе
ночь свидания в овраге, всю дышащую близостью Волги, всю благоухающую запахом трав широких ее
лугов, всю звучащую вольными песнями, "забавными", тайными речами, всю полную обаяния страсти
веселой и разгульной и не меньшего обаяния страсти глубокой и трагически-роковой. <...> И это-то именно было всего сильнее
почувствовано в произведении массою, и притом массою в Петербурге, диви бы в Москве,-- массою
сложною, разнородною,-- почувствовано при всей неизбежной (хотя значительно меньшей против
обыкновения) фальши, при всей пугающей резкости александрийского выполнения. <...> Для меня лично, человека в народ верующего и давно, прежде вашего Лаврецкого, воспитавшего в
себе смирение перед народною правдою, понимание и чувство народа составляют высший критериум,
допускающий над собою в нужных случаях поверку одним, уже только последним, самым общим
критериумом христианства. <...> Не народ существует для словесности, а словесность (в самом обширном
смысле, то есть как все многообразное проявление жизни в слове) для народа,-- и не словесностью
создается народ, а народом словесность. <...> 4
Накануне представления "Грозы" я долго говорил с вами о многом 5, что для меня и, судя по
симпатии вашей к разговору, для вас самих составляет существенное верование по отношению к
искусству и к жизни. <...> Я собирался было писать к вам ряд писем, в которых с возможною и нужною -- не
для вас, конечно, а для других, читателей -- ясностью <...>
После_Грозы_Островского.pdf
Аполлон Григорьев
После "Грозы" Островского
Письма к Ивану Сергеевичу Тургеневу
Аполлон Григорьев. Сочинения в двух томах
Том второй. Статьи. Письма
М., "Художественная литература" 1990
Составление с научной подготовкой текста и комментарии Б. Ф. Егорова
OCR Бычков М. Н.
Гроза очищает воздух.
Физическая аксиома
...Смирение перед народною правдою.
Слова Лаврецкого 1
...А что-то скажет народ?..
Гоголевский "Разъезд" 2
Письмо первое
НЕИЗБЕЖНЫЕ ВОПРОСЫ
I
Вот что скажет народ!.. думал я, выходя из ложи в коридор после третьего действия "Грозы",
закончившегося искреннейшим взрывом общего восторга и горячими вызовами автора 3.
Впечатление сильное, глубокое и главным образом положительно общее произведено было не
вторым действием драмы, которое, хотя и с некоторым трудом, но все-таки можно еще притянуть к
карающему и обличительному роду литературы,-- а концом третьего, в котором (конце) решительно
ничего иного нет, кроме поэзии народной жизни,-- смело, широко и вольно захваченной художником в
одном из ее существеннейших моментов, не допускающих не только обличения, но даже критики и
анализа: так этот момент схвачен и передан поэтически, непосредственно. Вы не были еще на
представлении, но вы знаете этот великолепный по своей смелой поэзии момент -- эту небывалую доселе
ночь свидания в овраге, всю дышащую близостью Волги, всю благоухающую запахом трав широких ее
лугов, всю звучащую вольными песнями, "забавными", тайными речами, всю полную обаяния страсти
веселой и разгульной и не меньшего обаяния страсти глубокой и трагически-роковой. Это ведь создано
так, как будто не художник, а целый народ создавал тут! И это-то именно было всего сильнее
почувствовано в произведении массою, и притом массою в Петербурге, диви бы в Москве,-- массою
сложною, разнородною,-- почувствовано при всей неизбежной (хотя значительно меньшей против
обыкновения) фальши, при всей пугающей резкости александрийского выполнения.
Для меня лично, человека в народ верующего и давно, прежде вашего Лаврецкого, воспитавшего в
себе смирение перед народною правдою, понимание и чувство народа составляют высший критериум,
допускающий над собою в нужных случаях поверку одним, уже только последним, самым общим
критериумом христианства. Не народ существует для словесности, а словесность (в самом обширном
Стр.1