Фриче В. Григорьев А. А. // Литературная энциклопедия: В 11 т. - [М.], 1929-1939.
Т. 3. - [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1930. - Стб. 4-10.
http://www.feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le3/le3-0041.htm
ГРИГОРЬЕВ Аполлон Александрович [1822-1864] - русский критик и поэт. Р. в Москве, в семье
чиновника. По окончании юридического факультета служил чиновником в Петербурге. В 1846 выпустил
книжку стихотворений. Печатает статьи и переводы в разных малозначительных изданиях, изредка
помещая свои работы в более крупных (театральные рецензии в "Отечественных записках"), пока не
становится членом так наз. "молодой редакции" "Москвитянина", которой Погодин - издатель этого
журнала - передал свой орган, находившийся в состоянии упадка. "Молодая редакция" группировалась
вокруг двух писателей, сотрудников "Москвитянина" - Островского и Писемского. Литературнокритические
статьи Г. являются в значительной степени прославлением обоих этих писателей, в
особенности Островского. В своей автобиографии Г. сам красноречиво свидетельствует о том, какое
огромное значение имел для него Островский. Не Пушкин, не Тургенев, о к-рых он был такого высокого
мнения, а именно автор "Бедной невесты" и "Бедности не порок" позволил ему осознать себя. Отсюда -
восторженный культ Островского, провозгласившего, по мнению критика, "новое слово" в лит-ре. В
третьем номере "Москвитянина" за 1853 год появляется статья Григорьева, специально посвященная
Островскому: "О комедиях Островского и их значении в литературе и на сцене". "Новое слово
Островского, - заявляет он, - есть самое старое слово - народность". Но что такое собственно народность?
Ответу на этот вопрос посвящена статья Г., написанная в форме письма к И. С. Тургеневу и напечатанная
в 1860 году в "Русском мире". Народность в данном здесь толковании есть конечно не что иное, как
национальность. Г. прекрасно отдавал себе отчет в том, что, говоря о нации, нужно иметь в виду не весь
"народ", а "передовые его слои". Кого же разумел Григорьев под "передовыми слоями" русской нации?
Так как речь идет о пьесах Островского, так как Островский назван именно национальным поэтом, то
очевидно передовые слои русской нации - это те самые, которые изображены этим писателем, сказавшим
свое большое новое слово, т. е. выросшее из крестьянства и мещанства русское купечество, близкое по
своему умственному тонусу к своей исходной ячейке, к крестьянству и мещанству, еще не затронутым
европейской цивилизацией. А что это именно так, что под нацией Григорьев мыслил купечество на фоне
крестьянства, с совершеннейшей точностью сказано им в его письме к старшим славянофилам, с
которыми "молодая редакция" "Москвитянина" находилась в несомненном, хотя и довольно далеком
родстве. "Убежденные, как вы же, - говорит здесь Г., - что залог будущего России хранится только в
классах народа, сохранившего веру, нравы, язык отцов, в классах, не тронутых фальшью цивилизации,
мы не берем таковым исключительно одно крестьянство: в классе среднем, промышленном, купеческом
по преимуществу, видим старую извечную Русь". С точки зрения инстинктивного, ощупью шедшего
идеолога "среднего класса", "преимущественно купеческого", расценена Г. и вся лит-ра дворянского
периода. Наибольшее значение придается критиком "Москвитянина" тем двум дворянским писателям, крые
в своей психике и в своем творчестве отразили и воплотили процесс эмансипации самосознания
общества из-под власти идеологии "касты" во имя утверждения идеологии "народности", к-рые на место
типа кастового, аристократического, "хищного" поставили тип национальный, народный, "смиренный".
Это, с одной стороны, Пушкин, - творец фигуры Белкина, - с другой - Тургенев, - автор романа
"Дворянское гнездо".
Как итог борьбы национального против кастового, родился у Пушкина образ Белкина - первое
художественное оформление "критической стороны нашей души, очнувшейся после сна, в к-ром
грезились ей различные миры". Дело Пушкина продолжил Тургенев. Белкин, - еще только
"отрицательное состояние", некоторого рода схема, - превращается в живого человека - в Лаврецкого.
Между тем как отец Лаврецкого - представитель касты, вольтерианец, грезил во сне о чужих мирах,
герой "Дворянского гнезда", в чьей душе глубоко отзываются "воспоминания детства и семейные
предания, быт родного края и даже суеверия", возвращается "на родную, его взрастившую почву", и
здесь он "живет впервые полной, гармоничной жизнью". Белкин и Лаврецкий рисуются так. обр. критику
"Москвитянина" как два момента в развитии и росте национального самосознания или как два этапа на
пути к раскрепощению общества от власти идеологии касты (дворянства) во имя утверждения
самосознания "среднего класса", купеческого, буржуазного. Процесс этот нашел свое завершение в
творчестве Островского, который закрепил в своих пьесах победу "нации", "народности", над "кастой" и
являет так. обр. по отношению к Пушкину и Тургеневу уже не "контурами" набросанный, а "красками"
исполненный "образ народной нашей сущности".
Как идеолог "среднего класса" (хотя и недоработавшийся до четкого самосознания), Г. должен
был относиться одинаково сдержанно как к славянофилам, так и к западникам. От славянофилов
классического направления его отделяло убеждение, что будущее России - не в крестьянстве, а именно в
"среднем классе", "преимущественно купеческом". Разногласие Г. и Хомякова - К. Аксакова было
Стр.1