"Время", No 9, 1862
Оригинал здесь -- http://smalt.karelia.ru/~filolog/vremja/1862/Septem/rttrsep.htm
РУССКIЙ ТЕАТРЪ
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНIЕ ДРАМАТУРГIИ И СЦЕНЫ
____
I
Театръ въ нашихъ глазахъ -- дѣло великое, потому великое, что по сущности своей онъ долженъ
быть дѣломъ народнымъ.
Если мы до сихъ поръ не писали ничего о русскомъ театрѣ, то потому только, что до сихъ поръ
писать о немъ серьозно было совершенно невозможно. Кромѣ общихъ условiй, полагаемыхъ произволу
мысли закономъ положительнымъ, существовали еще условiя особенныя, спецiальныя.
Такихъ спецiальныхъ условiй нѣтъ болѣе.
Писать о театрѣ, слѣдить за театромъ становится нетолько возможнымъ, но необходимымъ,
становится по нашему мнѣнiю даже обязательнымъ для каждаго честнаго литературнаго направленiя.
Писать разумѣется слѣдуетъ только о русскомъ театрѣ, о нашемъ театрѣ, каковъ онъ нинаесть,
потомучто только его состоянiе важно для мыслящаго наблюдателя жизни.
Двухъ вещей будемъ равно избѣгать мы въ нашихъ лѣтописяхъ, двухъ подводныхъ камней
оберегаться, именно: 1) упадка критическаго мѣрила нашего до уровня сцены въ ея настоящемъ состоянiи
и 2) фешенебельнаго, великосвѣтскаго презрѣнiя къ русской сценѣ, даже въ настоящемъ ея состоянiи.
Насчетъ этихъ двухъ пунктовъ мы и считаемъ прежде всего необходимымъ честно и искренно
объясниться.
1) Въ сценѣ и въ сценическихъ впечатлѣнiяхъ есть извѣстнаго рода обаянiе, которому вполнѣ
поддаваться довольно опасно. Объяснимъ дѣло проще. Если вы рѣдко ходите въ театръ -- все фальшивое,
рутинное, сдѣланное въ пьесахъ ли, въ игрѣ ли артистовъ, васъ поражаетъ въ высшей степени непрiятно;
вамъ и въ глаза и въ уши кидается все что производится "нарочно", а не "взаправду". Не говоримъ о
совершенно пошломъ, говоримъ только о рутинномъ, ибо рѣдко ли, часто ли ходите вы въ театръ, но если
вы человѣкъ съ чутьемъ, -- пошлое всегда будетъ внушать вамъ глубокое, непримиримое отвращенiе... Но
если вы ходите въ театръ часто, если вы любите его страстно, вы постоянно должны, изъ уваженiя къ
самому себѣ, пристально смотрѣть за собою, иначе (мы говоримъ вовсе не шутя, а по собственнымъ
личнымъ опытамъ) вы можете такъ въѣсться въ сценическiя впечатлѣнiя, что рутина и фальшь все слабѣе
и слабѣе будутъ поражать ваше чутье: вы принюхаетесь къ нимъ. И знаете ли какъ принюхаетесь!
Нетолько увлекаясь исполненiемъ роли артистами вы будете смѣшивать драматическое произведенiе съ
его сценическимъ исполненiемъ нѣтъ, въ самомъ исполненiи вы незамѣтно для васъ самихъ будете
привыкать къ рутинѣ, механикѣ, фальши...
Чтоже слѣдуетъ изъ этого? спросите вы конечно. Неужели для того чтобы настоящимъ образомъ
понимать и цѣнить театръ, надобно ходить въ него какъ можно рѣже?..
Знаете ли, что мы искренно скажемъ почти-что да... при настоящемъ состоянiи нашей сцены. Кто
въ состоянiи съ удовольствiемъ просидѣть, когда даютъ "Житейскую школу", "Водевиль съ
переодѣваньемъ", "Смерть Ляпунова", "Парижскихъ нищихъ", пошлыя штуки г. Родиславскаго вродѣ
"Разставанье", омерзительныя клеветы на русскiй бытъ вродѣ издѣлiй гг. Тарновскаго, Руднева,
Григорьева 1 (котораго никакъ не надобно смѣшивать съ покойнымъ Григорьевымъ 2, авторомъ грубыхъ,
но безпритязательныхъ и простодушно-даровитыхъ картинъ изъ купеческаго и народнаго быта), -- кто,
говоримъ мы, способенъ все это высиживать съ сластью, того вкусъ ничѣмъ не лучше вкуса мышиныхъ
жеребчиковъ, занимающихъ первые ряды креселъ въ балетѣ. Для того театръ не дѣло, а забава, -- да и
забава-то грубая.
Одинъ изъ величайшихъ и серьознѣйшихъ драматическихъ критиковъ Лессингъ сказалъ какъ-то
въ своей знаменитой "Гамбургской драматургiи", что "многiя плохiя вещи могутъ и должны быть
удержаны на сценѣ, потомучто представляютъ для актеровъ благодарныя роли". Но этихъ словъ Лессинга
не могутъ обратить противъ высказаннаго нами положенiя поклонники "водевилей съ переодѣваньемъ"...
Въ тѣ времена, когда великiй критикъ писалъ свою "Гамбургскую драматургiю", въ Германiи еще не было
Стр.1