ORBIS LITTERARUM УДК [82.02(47)"191"]:1 ББК 87.3(2)53-693 А.В. РАДИОНОВА ПОЭТИЧЕСКИЙ СИМВОЛ «КАМЕНЬ-САМОЦВЕТ» В ФИЛОСОФСКИХ СТАТЬЯХ ВЯЧЕСЛАВА ИВАНОВА Алла Владимировна Радионова, Смоленский государственный университет, кафедра педагогики и психологии, доцент Пржевальского ул., д. <...> Пересечения лирических и прозаических текстов являются знаковыми точками системы символов в творчестве Вячеслава Иванова. <...> В статье рассматривается образ-символ «самоцветный камень» как прием поэтизации прозаических текстов, с помощью которого автор более точно и емко иллюстрирует свою философскую концепцию. <...> Иванов раскрывает потенциал символа в системе частных парадигм, складывающихся вокруг каждого камня. <...> Жемчуг — символ гармонии мира и духа, отражения вселенской сущности в малой частице материи. <...> Агат — признак присутствия ведающей тайны женской стихии. <...> В своих философских работах автор использует «самоцветные» темы в структуре развернутых тропов, составляющих парадигмы. <...> Жемчуг сочетается с темой воды, алмаз — с темами небесного, с духовной одаренностью, изумрудное встраивается в парадигму 486 /ORBIS LITTERARUM / символических значений зеленого цвета, агатовое — в парадигму значений зеркальности. <...> Сущность символа «камня-самоцвета» — не только в способности отражать нечто видимое, но и в способности хранить скрытое, недоступное обыденному взгляду. <...> Обобщенный образ самоцветного камня раскрывает эстетическую значимость художественного слова. <...> «Камень-самоцвет» — символ проявляющейся в творчестве связи явлений видимого мира с их надмирной истинной сущностью. <...> Поэту и писателю, как рудокопу или мастеру по камню, это реальнейшее значение необходимо обнаружить, добыть, обработать, и тогда для человека откроется тайна достижения идеального. <...> Поэтический символ «камень-самоцвет» в философских статьях Вячеслава Иванова // Обсерватория культуры. <...> Философы зачастую совмещали научный труд с поэтическим творчеством (П.А. Флорен ский, А.Ф <...>