Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635165)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Обсерватория культуры  / Т. 13 №5 2016

«ВЕРТЕР» И ВЕРТЕРИАНСТВО В ОПЕРНОМ ЖАНРЕ ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XIX ВЕКА (440,00 руб.)

0   0
Первый авторШабшаевич
Страниц4
ID528998
АннотацияВ статье прослеживается преломление вертерианства в оперном искусстве последней трети XIX века. В центре размышлений — оперы Ж. Массне и П.И. Чайковского, параллели между которыми отмечались уже современниками этих композиторов. Вертерианский ракурс также рассмотрен в более широком музыкально-историческом контексте, включающем, помимо «Вертера» и «Пиковой дамы», «Тристана и Изольду» Р. Вагнера — оперу, в которой впервые запечатлен облик «нового Вертера».
УДК347.785.6(4)''18''
Шабшаевич, Е.М. «ВЕРТЕР» И ВЕРТЕРИАНСТВО В ОПЕРНОМ ЖАНРЕ ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XIX ВЕКА / Е.М. Шабшаевич // Обсерватория культуры .— 2016 .— Т. 13 №5 .— С. 130-133 .— URL: https://rucont.ru/efd/528998 (дата обращения: 09.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

УДК 347.785.6(4)''18'' ББК 85.335.413(3)52 Е.М. ШАБШАЕВИЧ «ВЕРТЕР» И ВЕРТЕРИАНСТВО В ОПЕРНОМ ЖАНРЕ ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XIX ВЕКА Елена Марковна Шабшаевич, Московский государственный институт музыки им. <...> В статье прослеживается преломление вертерианства в оперном искусстве последней трети XIX века. <...> Массне и П.И. Чайковского, параллели между которыми отмечались уже современниками этих композиторов. <...> Вагнера — оперу, в которой впервые запечатлен облик «нового Вертера». <...> Анализируются паралллели в претворении образов героев (Шарлотта — Лиза, Тристан — Вертер — Герман, Альберт — Елецкий), проблематике названных сочинений (в частности, преломление идей Liebestod и свободы воли). <...> Также в центре внимания — музыкальная драматургия оперных шедевров Массне и Чайковского, особенно лейтмотивная система. <...> В ее типологии у французского и русского композиторов выявляются общие черты, отражающие тематическую иерархию музыкальной драматургии. <...> В результате исследования обнаруживаются сходство и различия с симфоническим методом Вагнера. <...> Вместе с тем подчеркиваются индивидуальные особенности опер Массне и Чайковского, вызванные, прежде всего, свойствами национального менталитета. <...> Делается вывод о лирической основе мировосприятия Массне и Чайковского, обусловившего актуальность «нового вертерианства» в конце XIX столетия. <...> «Вертер» и вертерианство в оперном жанре последней трети XIX века // Обсерватория культуры. <...> В статье он будет конкретизирован на примере опер «Вертер» и «Пиковая дама», а также еще одной великой музыкальной драмы, в которой впервые запечатлен образ «нового Вертера», — «Тристан и Изольда» Р. <...> Музыкальный облик вертерианства имеет свое яркое и символичное выражение — знаменитые «Строфы Оссиана» из «Вертера». <...> У знатока творчества Чайковского они вызывают явные ассоциации с ариозо Германа «Прости, небесное созданье» из второй картины «Пиковой дамы». <...> Несмотря на то что очевидных перекличек с «Тристаном» здесь нет <...>