Архаизация в идеологии и политике оценивается неоднозначно. <...> Доказательством тому служит пример Индии, известной светским характером своего политического курса. <...> Политика премьер-министра Нарендры Моди отчетливо архаична, что проявляется в его риторике и используемых методах, приводящих к межрелигиозной и межкастовой напряженности. <...> С другой стороны, взятый Моди курс на “развитие” ценой отказа от курса на “равенство”, проводимого ранее правящей партией, демонстрирует впечатляющие успехи. <...> Архаика выступает не как самоцель, а как мобилизационная сила в проведении модернизации без утраты национальной идентичности. <...> Возможные результаты могут быть как положительными (ускорение экономического роста и выход в авангард экономически мощных мировых держав), так и отрицательными (утверждение диктаторского режима, опирающегося на индусский национализм). <...> Архаизация современного социально-политического пространства вызывается одновременно внутриполитическими причинами и кризисом глобалистской модели модернизации. <...> Поиск национальных моделей модернизации обуславливает обращение к архаике. <...> Идеологический архаизм, выполняющий мобилизационную роль (как это наблюдалось в гандизме), далеко не всегда позитивен. <...> Часто встречается противоположный эффект – разогрев националистических страстей до шовинизма (нацизм, террористический исламизм). <...> Политический архаизм несет в себе риски утверждения диктаторских режимов, экономический может стать препятствием на пути внедрения новых технологий и способов производства. <...> Ключевые слова: модернизация; традиционализм; возрожденчество; фундаментализм; архаизация; реформаторство; традиционализм; глобализация; суверенитет; национализм; шовинизм; развитие; равенство; Индия. ХХI век, ожидаемый как эпоха решительного прорыва к обществу знания, высоким технологиям, модернизации в самом широком смысле, ориентирован не столь однозначно, как это предполагалось <...>