Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 501118)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
"Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта."

Григорович

0   0
Первый авторКлевенский
Страниц1
ID5273
АннотацияОб авторе (Григорович Дмитрий Васильевич).
Кому рекомендованоОб авторе
Клевенский, М. Григорович [Электронный ресурс] : Статья / М. Клевенский .— 1930 .— 1 с. — Критика .— Режим доступа: https://rucont.ru/efd/5273

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Источник: Клевенский М. <...> ГРИГОРОВИЧ Дмитрий Васильевич [1822--1899] -- видный представитель дворянской лит-ры 40-х гг. <...> Начал литературную деятельность с вещей, писанных по заказу. <...> Впервые обратил на себя внимание Белинского "физиологическим очерком" "Петербургские шарманщики" [1845]. <...> Громкое литературное имя приобрел повестями из крестьянской жизни -- "Деревня" [1846] и "Антон Горемыка" [1847]. <...> За ними последовал ряд рассказов из народного быта -- напр. <...> В начале 60-х гг., когда в редакции "Современника" произошел раскол между группой писателей-дворян и молодыми радикальными разночинцами, Г. был всецело с первой группой и вышел из "Современника". <...> С 1864 Г. надолго совершенно замолкает, не находя точек соприкосновения с современностью, и уходит в работу по Обществу поощрения художеств, деятельным секретарем которого он оставался долгое время. <...> Г. напечатал несколько незначительных рассказов и довольно любопытные лит-ые воспоминания. <...> Положение Г. в лит-ре целиком определяется его повестями "Деревня" и "Антон Горемыка". <...> Г. в этих произведениях явился основоположником дворянского народничества в литре. <...> У Г. значительно больше подлинного мужицкого быта, чем в одновременно выходивших "Записках охотника" Тургенева и у всех других его предшественников и современников. <...> Крепостной крестьянин показан Г. не только со стороны своей способности к тонким человеческим чувствам, как у Тургенева, но и в своей ежедневной работе, в отношениях к кулаку, в грубой неприглядности своего быта. <...> Сгущение мрачных красок в этих повестях Г. способствовало более цельному читательскому впечатлению. <...> Жаление" крепостного мужика, которым проникнуты повести Г., носит барский характер, что не исключает его искренности. <...> В последующих рассказах и романах Г. из крестьянского быта чувствуется склонность к писанию идиллий, к сентиментальному изображению крестьянских добродетелей. <...> В "Рыбаках" Г. дает идеальный <...>
Григорович.pdf
Источник: Клевенский М. Григорович // Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 3. -[М.]: Изд-во Ком. Акад., 1930. -- Стб. 1--3. Оригинал здесь: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le3/le3-0011.htm. ГРИГОРОВИЧ Дмитрий Васильевич [1822--1899] -- видный представитель дворянской лит-ры 40-х гг. Начал литературную деятельность с вещей, писанных по заказу. Впервые обратил на себя внимание Белинского "физиологическим очерком" "Петербургские шарманщики" [1845]. Громкое литературное имя приобрел повестями из крестьянской жизни -- "Деревня" [1846] и "Антон Горемыка" [1847]. За ними последовал ряд рассказов из народного быта -- напр. "Четыре времени года" [1849], "Мать и дочь" [1851], "Смедовская долина" [1852], "Пахарь" [1853] -- и два романа -- "Рыбаки" [1853] и "Переселенцы" [1855--1856]. В начале 60-х гг., когда в редакции "Современника" произошел раскол между группой писателей-дворян и молодыми радикальными разночинцами, Г. был всецело с первой группой и вышел из "Современника". К Чернышевскому, лидеру радикалов, он относился с ненавистью. С 1864 Г. надолго совершенно замолкает, не находя точек соприкосновения с современностью, и уходит в работу по Обществу поощрения художеств, деятельным секретарем которого он оставался долгое время. В 80-е и 90-е гг. Г. напечатал несколько незначительных рассказов и довольно любопытные лит-ые воспоминания. Положение Г. в лит-ре целиком определяется его повестями "Деревня" и "Антон Горемыка". Их горячо приветствовал Белинский, об их большом значении для своего времени говорили Салтыков, Л. Толстой и др. Г. в этих произведениях явился основоположником дворянского народничества в литре. У Г. значительно больше подлинного мужицкого быта, чем в одновременно выходивших "Записках охотника" Тургенева и у всех других его предшественников и современников. Крепостной крестьянин показан Г. не только со стороны своей способности к тонким человеческим чувствам, как у Тургенева, но и в своей ежедневной работе, в отношениях к кулаку, в грубой неприглядности своего быта. Сгущение мрачных красок в этих повестях Г. способствовало более цельному читательскому впечатлению. "Жаление" крепостного мужика, которым проникнуты повести Г., носит барский характер, что не исключает его искренности. В последующих рассказах и романах Г. из крестьянского быта чувствуется склонность к писанию идиллий, к сентиментальному изображению крестьянских добродетелей. В "Рыбаках" Г. дает идеальный образ крестьянина, явно определенный классовой позицией автора: для Григоровича здравый смысл крестьянина заключается в "безусловной покорности и полном примирении с скромной долей, определенной провидением". В том же романе, как и в некоторых других своих рассказах, Г. противопоставил крестьянскому жизненному укладу развивающийся фабричный быт. Он скорбит о разложении и деморализации, вносимых фабрикой в крестьянскую жизнь; типичный фабричный рабочий для Г. -совершенно отрицательное явление. Изобилие этнографического элемента в крестьянских произведениях Г. -народные обряды, обычаи, суеверия, песни и пр. -- характерно для дворянского народничества той поры. Уже в 60-е гг. мужицкая беллетристика Г. стала терять свою актуальность. Чернышевский, в более ранних статьях высоко ставивший Г., позже довольно едко отзывался об "Антоне Горемыке". В своих изображениях помещиков (роман "Проселочные дороги") Г. был ближе к Гоголю, чем напр. к Тургеневу и другим утонченным представителям дворянской культуры, но юмор, на к-рый Г. здесь претендует, ему совершенно не удался. Описание столичной жизни у Г. ("Похождения Накатова", "Столичные родственники" и пр.) не имеет никакой цены, мелко в смысле сатиры. В лит-ой манере Г., с его гуманизмом, сочувственным изображением разных маленьких людей, склонностью к эффектам -- много родственного Диккенсу; иногда Григорович доходил до слишком явного подражания английскому юмористу ("Проселочные дороги"). При своей склонности к живописи Г. отводит очень много места пейзажу -- особенно из хорошо ему знакомой приокской полосы. Пейзажи Г., к-рый считался в свое время великим мастером в этой области, содержат очень много деталей, но мало связаны с действием. Библиография: I. Кроме отдельных произведений, полн. собр. сочин. Григоровича издавались в 1859 и 1872; в 1896 даны в качестве приложения к "Ниве" (12 тт., изд. 3-е, А. Маркса, СПБ.). "Литературные воспоминания" Григоровича переизданы изд. "Academia", Л., 1929. II. Бродский Н. Л., Ст. в "Истории русской литературы XIX в.", т. II, изд. "Мир"; Коган П. С., Очерки по истории новейшей русской литературы, т. II, изд. 5-е, М., 1926; Войтоловский Л. Н., История русской литературы XIX и XX вв., ч. 1, Гиз,М., 1926. III. Венгеров С. А., Источники словаря русских писателей, т. II, СПБ., 1910; Владиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4-е, Гиз, Л., 1924. М. Клевенский
Стр.1