Источник: Клевенский М. Григорович // Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 3. -[М.]:
Изд-во Ком. Акад., 1930. -- Стб. 1--3.
Оригинал здесь: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le3/le3-0011.htm.
ГРИГОРОВИЧ Дмитрий Васильевич [1822--1899] -- видный представитель дворянской лит-ры 40-х гг.
Начал литературную деятельность с вещей, писанных по заказу. Впервые обратил на себя внимание Белинского
"физиологическим очерком" "Петербургские шарманщики" [1845]. Громкое литературное имя приобрел повестями
из крестьянской жизни -- "Деревня" [1846] и "Антон Горемыка" [1847]. За ними последовал ряд рассказов из
народного быта -- напр. "Четыре времени года" [1849], "Мать и дочь" [1851], "Смедовская долина" [1852],
"Пахарь" [1853] -- и два романа -- "Рыбаки" [1853] и "Переселенцы" [1855--1856]. В начале 60-х гг., когда в
редакции "Современника" произошел раскол между группой писателей-дворян и молодыми радикальными
разночинцами, Г. был всецело с первой группой и вышел из "Современника". К Чернышевскому, лидеру
радикалов, он относился с ненавистью. С 1864 Г. надолго совершенно замолкает, не находя точек соприкосновения
с современностью, и уходит в работу по Обществу поощрения художеств, деятельным секретарем которого он
оставался долгое время. В 80-е и 90-е гг. Г. напечатал несколько незначительных рассказов и довольно
любопытные лит-ые воспоминания. Положение Г. в лит-ре целиком определяется его повестями "Деревня" и
"Антон Горемыка". Их горячо приветствовал Белинский, об их большом значении для своего времени говорили
Салтыков, Л. Толстой и др. Г. в этих произведениях явился основоположником дворянского народничества в литре.
У Г. значительно больше подлинного мужицкого быта, чем в одновременно выходивших "Записках охотника"
Тургенева и у всех других его предшественников и современников. Крепостной крестьянин показан Г. не только со
стороны своей способности к тонким человеческим чувствам, как у Тургенева, но и в своей ежедневной работе, в
отношениях к кулаку, в грубой неприглядности своего быта. Сгущение мрачных красок в этих повестях Г.
способствовало более цельному читательскому впечатлению. "Жаление" крепостного мужика, которым
проникнуты повести Г., носит барский характер, что не исключает его искренности. В последующих рассказах и
романах Г. из крестьянского быта чувствуется склонность к писанию идиллий, к сентиментальному изображению
крестьянских добродетелей. В "Рыбаках" Г. дает идеальный образ крестьянина, явно определенный классовой
позицией автора: для Григоровича здравый смысл крестьянина заключается в "безусловной покорности и полном
примирении с скромной долей, определенной провидением". В том же романе, как и в некоторых других своих
рассказах, Г. противопоставил крестьянскому жизненному укладу развивающийся фабричный быт. Он скорбит о
разложении и деморализации, вносимых фабрикой в крестьянскую жизнь; типичный фабричный рабочий для Г. -совершенно
отрицательное явление. Изобилие этнографического элемента в крестьянских произведениях Г. -народные
обряды, обычаи, суеверия, песни и пр. -- характерно для дворянского народничества той поры.
Уже в 60-е гг. мужицкая беллетристика Г. стала терять свою актуальность. Чернышевский, в более ранних
статьях высоко ставивший Г., позже довольно едко отзывался об "Антоне Горемыке". В своих изображениях
помещиков (роман "Проселочные дороги") Г. был ближе к Гоголю, чем напр. к Тургеневу и другим утонченным
представителям дворянской культуры, но юмор, на к-рый Г. здесь претендует, ему совершенно не удался.
Описание столичной жизни у Г. ("Похождения Накатова", "Столичные родственники" и пр.) не имеет никакой
цены, мелко в смысле сатиры. В лит-ой манере Г., с его гуманизмом, сочувственным изображением разных
маленьких людей, склонностью к эффектам -- много родственного Диккенсу; иногда Григорович доходил до
слишком явного подражания английскому юмористу ("Проселочные дороги"). При своей склонности к живописи Г.
отводит очень много места пейзажу -- особенно из хорошо ему знакомой приокской полосы. Пейзажи Г., к-рый
считался в свое время великим мастером в этой области, содержат очень много деталей, но мало связаны с
действием.
Библиография:
I. Кроме отдельных произведений, полн. собр. сочин. Григоровича издавались в 1859 и 1872; в 1896 даны в
качестве приложения к "Ниве" (12 тт., изд. 3-е, А. Маркса, СПБ.). "Литературные воспоминания" Григоровича
переизданы изд. "Academia", Л., 1929.
II. Бродский Н. Л., Ст. в "Истории русской литературы XIX в.", т. II, изд. "Мир"; Коган П. С., Очерки по
истории новейшей русской литературы, т. II, изд. 5-е, М., 1926; Войтоловский Л. Н., История русской литературы
XIX и XX вв., ч. 1, Гиз,М., 1926.
III. Венгеров С. А., Источники словаря русских писателей, т. II, СПБ., 1910; Владиславлев И. В., Русские
писатели, изд. 4-е, Гиз, Л., 1924.
М. Клевенский
Стр.1