ЦЕ ЛИ ОБРАЗОВАНИЯ и социальная динамика Темыр Айтечевич Хагуров, доктор социологии, профессор Кубанского государственного университета, ведущий научный сотрудник Института социологии РАН К лассическая триада целей образования, сформулированная ещё в античности, предполагала последовательное формирование у учащихся способностей к пониманию, целеполаганию, деятельности. <...> Затем сформировать ценностную позицию, ибо целеполагание основано на ценностях, выбор целей — это всегда выбор тех или иных ценностей. <...> Быть образованным означало понимать окружающий мир, быть способным к ценностному выбору и уже потом — к эффективной деятельности. <...> В процессе эволюции образования эта триада целей оставалась основополагающей. <...> С разделением образования на начальное, общее (среднее) и высшее и развитием научно-образовательной специализации цели для каждого уровня и каждой специальности были конкретизированы. <...> Средняя школа учила человека понимать, выбирать и действовать «вообще», то есть 12 формировала некую общую готовность к жизни в обществе, зрелость (вспомним, как назывался школьный аттестат!) <...> . Высшее профессиональное образование формировало способность углублённо понимать какую-то отдельную профессиональную сферу, способность к ценностной ориентации в этой сфере и, наконец, способность к профессиональной деятельности. <...> Многочисленные реформы и дискуссии, захлестнувшие российскую школу в последние 20 лет, как правило, фокусировались на двух типах вопросов. <...> Во-первых, вопросах понимания: какие знания, какие интеллектуальные инструменты и в каком объёме нужны учащимся. <...> Возникла попытка объединить понимание и деятельность в пространстве компетентностного подхода. <...> Цели образования свелись к формированию компетенций, что означало сокращение пространства понимания на фоне углубления пространства деятельности. <...> При этом, с одной стороны, ценностная компонента образования — целеполагание — оказалось <...>