УДК 811.161.1’42:398.2 СОПОСТАВЛЕНИЕ ВАРИАНТОВ ФОЛЬКЛОРНЫХ ТЕКСТОВ И ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИХ ТОЖДЕСТВА Н. В. <...> Стекольникова Воронежская государственная технологическая академия Варьирование фольклорных произведений является обязательным условием их сохранения и активного бытования. <...> Анализируя тексты сказок кумулятивной структуры, которые строятся на многократном повторении какого-то звена, возникает проблема сопоставления вариантов таких текстов и лингвистического обоснования их тождества и различия. <...> В данной статье автор анализирует лексические парадигмы сказки кумулятивной структуры «Смерть петушка». <...> На основе разработанного метаязыка, который позволяет определить тождество текстов данной структуры, кратко записав их, и восстановить оригинальный текст, развернув эту запись, создается база данных для анализа и сопоставления фольклорных текстов кумулятивной структуры. <...> Сравнив разные варианты одного сюжета, данный метаязык позволяет реконструировать его инвариант. <...> Одним из ярко выраженных, очевидных и постоянных качеств фольклора является его вариативность. <...> В отличие от литературного текста фольклорный текст не воспроизводится в постоянном виде, каждое его исполнение создает новый вариант. <...> Его варианты — это проявление динамики фольклора как художественного произведения. <...> Запись отдельного варианта не может сколько-нибудь полно представлять фольклорный текст, реализацией которого она является, поэтому необходимо сопоставление вариантов Объектом исследования в данной работе стали произведения сказочного фольклора, имеющие четко определяемую структуру, а именно кумулятивные сказки в аспекте их вариативности. <...> Основным художественным приемом этих сказок, по определению В. Я. Проппа, является многократное повторение одних и тех же действий или элементов, пока созданная таким способом цепь не обрывается или не расплетается в обратном порядке. <...> В повторяемости «внутреннего <...>