Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634757)
Контекстум
.
0   0
Первый авторСтекольникова
Страниц5
ID526235
АннотацияСтатья посвящена проблеме сопоставления вариантов фольклорных текстов и лингвистического обоснования их тождества и различия. Варьирование фольклорных произведений является обязательным условием их сохранения и активного бытования. В данной статье автор анализирует лексические парадигмы сказки кумулятивной структуры «Пение волка». На основе разработанного метаязыка, который позволяет определить тождество текстов данной структуры, кратко записав их, и восстановить оригинальный текст, развернув эту запись, создается база данных для анализа и сопоставления фольклорных текстов рекурсивной структуры
УДК811.161.1’42:398.2
Стекольникова, Н.В. ЛЕКСИЧЕСКИЕ ПАРАДИГМЫ ВАРИАНТОВ СКАЗКИ «ПЕНИЕ ВОЛКА» / Н.В. Стекольникова // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация .— 2007 .— №2 .— С. 28-32 .— URL: https://rucont.ru/efd/526235 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

УДК 811.161.1’42:398.2 ЛЕКСИЧЕСКИЕ ПАРАДИГМЫ ВАРИАНТОВ СКАЗКИ «ПЕНИЕ ВОЛКА» Н. В. Стекольникова Воронежская государственная технологическая академия Статья посвящена проблеме сопоставления вариантов фольклорных текстов и лингвистического обоснования их тождества и различия. <...> Варьирование фольклорных произведений является обязательным условием их сохранения и активного бытования. <...> В данной статье автор анализирует лексические парадигмы сказки кумулятивной структуры «Пение волка». <...> На основе разработанного метаязыка, который позволяет определить тождество текстов данной структуры, кратко записав их, и восстановить оригинальный текст, развернув эту запись, создается база данных для анализа и сопоставления фольклорных текстов рекурсивной структуры. <...> Варьирование фольклорных произведений является обязательным условием их сохранения и активного бытования. <...> В отличие от текста литературного фольклорный текст не воспроизводится в неизменном виде, каждое его исполнение создает новый вариант. <...> Фольклорный текст никогда не имеет основного варианта, а всегда существует в виде множества равноправных вариантов текста. <...> Исполнитель фольклорного произведения каждый раз воссоздает текст произведения из неких значимых блоков, структурных элементов, которые он хранит в своей памяти. <...> Эти структурные элементы несут смыслы, сформированные фольклорной традицией, необходимые для создания фольклорного произведения. <...> Фольклористика как наука имеет дело с огромными и постоянно расширяющимися массивами записей, при этом отдельная запись не может сколько-нибудь полно представлять фольклорный текст, реализацией которого она является, поэтому необходимо сопоставление записей. <...> Анализируя тексты сказок кумулятивной структуры, которые, по определению В. Я. Проппа, строятся на многократном повторении какого-то звена, структурного элемента текста вследствие чего возникает либо «нагромождение» (Терем мухи <...>