ПОЧЕМУ ШКОЛУ НУЖНО ВЫВОДИТЬ В ПАРК, или О ЕСТЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ Выбор между механистическим рационализмом и свободным мышлением Школа давно и открыто использует механистическую идеологию и терминологию примитивного рационализма. <...> Она заведомо обрекает себя на бесплодные попытки сконструировать разум ребёнка так же, как собирается любой механизм из деталей. <...> Правда, в отличие от машин, чьи узлы и детали требуется сначала изготовить, при подобном «конструировании» (а им занимаются все создатели социальных систем) используется более условный путь «знаковых назначений» посредством тех или иных РИТУАЛОВ. <...> Нельзя забывать, что мощные мифы всеобщего технического прогресса погубили даже их создателя — математика Кондорсе. <...> Его знаменитый «Парадокс» показал бессилие техники голосования в решении этических проблем. <...> Как известно, механистичное представление о знании-орудии стараниями классно-урочной системы обучения захватило теперь начальную, среднюю и высшую школу. <...> В открытых студиях и мастерских парк-школы каждый ученик может реально отыскать себе своё живое дело, свое органичное знание, не соперничая с другими, а помогая им. <...> Но при этом рушится главное орудие класс-школы — «возвышающий» нас над другими обман, связанный с якобы получаемым в школе какимто особым «знанием». <...> 39 Милослав Балабан А ведь многие исследования (см., например, Эриха Фромма «Иметь или быть». <...> Такова же, по-видимому, и природа знаковой модели языка, наглухо связанная с дискретной моделью знания. <...> Столь «невинная» теоретическая ошибка педагогики привела к вырождению массового образования в питомник наемной рабсилы, которая вырастает не столько образованной, сколько просто послушной чужой воле. <...> Оказывается, все усилия в этом плане неизбежно вырождаются в пустые декларации, пока мы все искренне верим, что без жёсткой программы усвоения таких орудий в школе воцарится стихийный беспоПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ <...>