Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 500801)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
"Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта."

Грибоедов

0   0
Первый авторОрлов
Страниц12
ID5239
АннотацияОб авторе (Грибоедов Александр Сергеевич).
Кому рекомендованоОб авторе
Орлов, Вл. Грибоедов [Электронный ресурс] : Статья / Вл. Орлов .— 1959 .— 12 с. — Критика .— Режим доступа: https://rucont.ru/efd/5239

Предпросмотр (выдержки из произведения)

К числу таких наиболее прославленных, действительно народных произведений русской классической литературы принадлежит "Горе от ума" - бессмертное создание Грибоедова. <...> Вот уже сто тридцать пять лет она волнует сердца и умы людей, отдельные словечки и выражения Грибоедова не сходят с языка. <...> Не много можно назвать литературных произведений, которые до наших дней сохранили такую силу жизненности и общественного влияния. <...> Произошло это накануне восстания декабристов - в 1824 году. <...> Грому, шуму, восхищению, любопытству конца нет", так охарактеризовал сам Грибоедов атмосферу дружеского внимания, любви и поддержки, которою окружили комедию и ее автора передовые русские люди двадцатых годов. <...> И с тех пор, на протяжении всего XIX века, комедия Грибоедова безотказно служила делу общественно-политического и нравственного воспитания новых поколений, активно воздействовала на развитие русской общественной мысли и литературы. <...> Выдвинутая в "Горе от ума" на первый план тема борьбы нового со старым, нарождающегося с отживающим - с течением времени не только не теряла своего злободневного значения, по, напротив, приобретала все большую остроту, знаменуя еще более углубившиеся общественно-исторические противоречия новой, буржуазной эпохи. <...> Именно Грибоедов окончательно закрепил за русской комедией ее яркий самобытно-национальный характер. <...> На эту характернейшую черту русской комедии проницательно обратил внимание Гоголь. <...> Называя "Недоросль" и "Горе от ума" "истинно общественными комедиями", он справедливо утверждал, что "подобного выражения... не принимала еще комедия ни у одного из народов". <...> Под "истинно общественной комедией" следует понимать такую комедию, которая уже не ограничивалась осмеянием какого-либо отдельного человеческого порока или бытового явления, но обличала целый общественный строй, самое его существо. <...> Фонвизин и Грибоедов, писал Гоголь, "двигнулись <...>
Грибоедов.pdf
Вл. Орлов Грибоедов ---------------------------------------------------------------------------А.С. Грибоедов. Сочинения. ГИХЛ, М.-Л., 1959 OCR Бычков М.Н. mailto:bmn@lib.ru ---------------------------------------------------------------------------1 Есть гениальные литературные произведения, которые приобрели поистине всенародную славу. Назовут такое произведение - и каждый сколько-нибудь начитанный человек сразу же скажет: я о чем там идет речь, и какие лица действуют, и даже припомнит какую-нибудь особенно приглянувшуюся ему сцену, какое-нибудь особенно полюбившееся ему изречение. К числу таких наиболее прославленных, действительно народных произведений русской классической литературы принадлежит "Горе от ума" - бессмертное создание Грибоедова. Замечательна и поучительна судьба этой великой комедии. Вот уже сто тридцать пять лет она волнует сердца и умы людей, отдельные словечки и выражения Грибоедова не сходят с языка. Не много можно назвать литературных произведений, которые до наших дней сохранили такую силу жизненности и общественного влияния. Влияние это началось сразу же, как только читающая и мыслящая Россия узнала "Горе от ума". Произошло это накануне восстания декабристов - в 1824 году. "Грому, шуму, восхищению, любопытству конца нет", - охарактеризовал сам Грибоедов атмосферу дружеского внимания, любви и поддержки, которою окружили комедию и ее автора передовые русские люди двадцатых годов. И с тех пор, на протяжении всего XIX века, комедия Грибоедова безотказно служила делу общественно-политического и нравственного воспитания новых поколений, активно воздействовала на развитие русской общественной мысли и литературы. Произошло это потому, что Грибоедов, как подлинно великий национальный и народный писатель, поставил в "Горе от ума" коренные, важнейшие вопросы, связанные с жизнью и судьбой русского народа. Воодушевленный пламенными патриотическими и освободительными идеями, он создал произведение, которое звало на борьбу против насилия и рабства, подлости и невежества - за торжество свободы и правды, разума и культуры. Выдвинутая в "Горе от ума" на первый план тема борьбы нового со старым, нарождающегося с отживающим - с течением времени не только не теряла своего злободневного значения, по, напротив, приобретала все большую остроту, знаменуя еще более углубившиеся общественно-исторические противоречия новой, буржуазной эпохи. Это обстоятельство в первую очередь и определило беспримерную жизненность "Горя от ума" и неослабную силу его идейного влияния. Грибоедов сыграл крупнейшую роль в историческом развитии русской литературы, в истории русского критического реализма. В. Г. Белинский, указав, что "Горе от ума" наряду с "Евгением Онегиным" Пушкина "было первым образцом поэтического изображения русской действительности в обширном значении слова", писал в развитие своей мысли: "В этом отношении оба эти произведения положили собою основание последующей литературе, были школою, из которой вышли и Лермонтов и Гоголь". И далее Белинский пояснил, что без "Горя от ума" Гоголь "не почувствовал бы себя готовым на изображение русской действительности, исполненное такой глубины и истины". {В. Г. Белинский, Собрание сочинений в трех томах, т. 3, 1948, стр. 506.} Таким образом, Белинский с полной ясностью сказал, что Грибоедов наряду с Пушкиным явился основоположником русской реалистической литературы XIX века. Грибоедов продолжил и поднял на новую, более высокую ступень одну из важнейших и плодотворнейших национально-литературных традиций - традицию карающей социальной сатиры, в русской драматургии восходящую к Фонвизину, к его "Недорослю". Именно Грибоедов окончательно закрепил за русской комедией ее яркий самобытно-национальный характер. Основой этой национальной самобытности русской комедии, резко отличавшей ее от все более мельчавшей западноевропейской комедиографии XIX века, была глубокая верность жизненной правде и служение общественным интересам. На эту характернейшую черту русской комедии проницательно обратил так
Стр.1