Вл. Орлов
Грибоедов
---------------------------------------------------------------------------А.С.
Грибоедов. Сочинения.
ГИХЛ, М.-Л., 1959
OCR Бычков М.Н. mailto:bmn@lib.ru
---------------------------------------------------------------------------1
Есть
гениальные литературные произведения, которые приобрели поистине
всенародную славу. Назовут такое произведение - и каждый сколько-нибудь
начитанный человек сразу же скажет: я о чем там идет речь, и какие лица
действуют, и даже припомнит какую-нибудь особенно приглянувшуюся ему сцену,
какое-нибудь особенно полюбившееся ему изречение. К числу таких наиболее
прославленных, действительно народных
произведений русской классической
литературы принадлежит "Горе от ума" - бессмертное создание Грибоедова.
Замечательна и поучительна судьба этой великой комедии. Вот уже сто
тридцать пять лет она волнует сердца и
умы людей, отдельные словечки и
выражения Грибоедова не сходят с языка. Не много можно назвать литературных
произведений, которые до наших дней сохранили такую силу жизненности и
общественного влияния.
Влияние это началось сразу же, как только читающая и мыслящая Россия
узнала "Горе от ума". Произошло это накануне восстания декабристов - в 1824
году. "Грому,
шуму,
восхищению,
любопытству конца нет",
-
охарактеризовал сам Грибоедов атмосферу дружеского внимания, любви и
поддержки, которою окружили комедию и ее автора передовые русские люди
двадцатых годов. И с тех пор, на протяжении всего XIX века, комедия
Грибоедова безотказно служила делу общественно-политического и нравственного
воспитания новых поколений, активно воздействовала на развитие русской
общественной мысли и литературы.
Произошло это потому, что Грибоедов, как подлинно великий национальный
и народный писатель, поставил в "Горе от ума" коренные, важнейшие вопросы,
связанные с жизнью и судьбой русского
народа. Воодушевленный пламенными
патриотическими и освободительными идеями, он создал произведение, которое
звало на борьбу против насилия и рабства, подлости и невежества - за
торжество свободы и правды, разума и культуры.
Выдвинутая в "Горе от ума" на первый план тема борьбы нового со старым,
нарождающегося с отживающим - с течением времени не только не теряла своего
злободневного значения, по, напротив, приобретала все большую остроту,
знаменуя еще более углубившиеся общественно-исторические противоречия новой,
буржуазной эпохи. Это обстоятельство
в первую очередь и определило
беспримерную жизненность "Горя от ума" и неослабную силу его идейного
влияния.
Грибоедов сыграл крупнейшую роль в историческом развитии русской
литературы, в истории русского критического реализма. В. Г. Белинский,
указав, что "Горе от ума" наряду с "Евгением Онегиным" Пушкина "было первым
образцом поэтического изображения русской действительности в обширном
значении слова", писал в развитие своей мысли: "В этом отношении оба эти
произведения положили собою основание последующей литературе, были школою,
из которой вышли и Лермонтов и Гоголь". И далее Белинский пояснил, что без
"Горя от ума" Гоголь "не почувствовал бы себя готовым на изображение русской
действительности, исполненное такой глубины и истины". {В. Г. Белинский,
Собрание сочинений в трех томах, т. 3, 1948, стр. 506.}
Таким образом, Белинский с полной ясностью сказал, что Грибоедов наряду
с Пушкиным явился основоположником русской реалистической литературы XIX
века.
Грибоедов продолжил и поднял на новую, более высокую ступень одну из
важнейших и плодотворнейших национально-литературных традиций - традицию
карающей социальной сатиры, в русской драматургии восходящую к Фонвизину, к
его "Недорослю". Именно Грибоедов окончательно закрепил за русской комедией
ее яркий самобытно-национальный характер.
Основой этой национальной
самобытности русской комедии, резко отличавшей ее от все более мельчавшей
западноевропейской комедиографии XIX века, была глубокая верность жизненной
правде и служение общественным интересам.
На эту характернейшую черту русской комедии проницательно обратил
так
Стр.1