2012, №2 УДК 821.161.1.09 ТРАНСФОРМАЦИЯ АРХЕТИПА КУЛЬТУРНОГО ГЕРОЯ В ВОСПОМИНАНИЯХ ДИССИДЕНТОВ © 2012 Е.Г. Серебрякова Воронежский государственный университет Поступила в редакцию 1 октября 2012 года Аннотация: Автор статьи анализирует универсалию борца-одиночки в воспоминаниях диссидентов. <...> Автор утверждает, что универсалия восходит к архетипу культурного героя. <...> Этот архетип использован Солженицыным для создания идеологического неомифа. <...> Текст Чуковской свидетельствует о функционировании универсалии, возникшей с опорой на книгу Солженицына. <...> Взаимодействие текстов писателей свидетельствует о существовании метатекста диссидентов, с общим семантическим и поэтическим тезаурусом. <...> Ключевые слова: либеральная советская интеллигенция 1960-х годов, универсалия, архетип, борецодиночка, воспоминания диссидентов, идеологический неомиф. <...> Архетип культурного героя представлен в мифологиях различных народов. <...> Архетип культурного героя претерпел различные трансформации в литературе, одним из вариантов стал тип борца-одиночки, реализованный в образах «благородных разбойников» (Дубровский, Вадим, капитан Копейкин), взбунтовавшихся «маленьких людях» (Евгений, призрак Башмачкина, Раскольников), некоторых «лишних людях» (Рудин), «народных заступниках» (Рахметов, Григорий Добросклонов и прочие). <...> Возвращение к исходному архетипу произошло в литературно-публицистическом наследии © Е.Г. Серебрякова, 2012 100 диссидентов, самой логикой своего существования в советском обществе вынужденных воспроизводить тип борца-одиночки. <...> «Бодался телёнок с дубом» (1974 г.), художественная картина мира которой базируется на типичном для соцреализма противостоянии культурного героя отжившему общественному строю и являет собой пример автомифологизации. <...> Сюжетно «Телёнок» воспроизводит миф творения: повествование ведётся о рождении нового мира, мучительно пробивающего себе дорогу. <...> Проиграл я только то, что вообще рассекретился <...>