2012, №1 УДК 82-42 ГЕНЕЗИС ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОЧЕРКА ХVIII-ХIХ ВЕКОВ (ПРОБЛЕМАТИКА, ПОЭТИКА, ТИПОЛОГИЯ) © 2012 Е.Ю. Садовская Военный авиационный инженерный университет Поступила в редакцию 20 апреля 2012 г. Аннотация: статья посвящена истории развития художественного очерка и особенностям его поэтики со времени появления в русской литературе и до конца ХIХ века, когда были сформированы жанровые разновидности и основные элементы художественной структуры. <...> В прошлом веке была исследована поэтика очерка, жанровые разновидности, этапы развития (например, «физиологии» и их роль в становлении реализма, очерк в советскую эпоху) и т.д. <...> Прообраз современного очерка впервые зафиксирован в английской литературе раннего Просвещения, когда одним из самых популярных жанров стало сатирико-нравоописательное эссе. <...> «… Главное место в каждом выпуске принадлежало очеркуэссе на свободно выбранную бытовую, морально-философскую, эстетическую или иную тему, которая иногда исчерпывалась в одном листке, а иногда требовала для своей разработки целого очеркового цикла» [1, 36]. <...> В русской литературе становление очерка и формирование его основных разновидностей произошло во второй половине XVIII, начале XIX столетий. <...> Поэтические особенности очерка формировались на основе малых журнальных прозаических текстов: писем издателю, рецептов, сатирических ведомостей, словарей и лечебников, переписки, портретов, вопросов и ответов, аллегорических снов и других специфических жанровых образований, характерных только для данного этапа развития журналистики и художественной литературы. <...> Подобные жанровые разновидности являлись не собственно очерками, а малыми очерковыми формами, предшествующими ему. <...> Собственно нравоописательный очерк зародился в русской сатирической журналистике второй половины XVIII века, его целью было исправление нравов. <...> Очерковый персонаж был условным, собирательным, его роль – демонстрация авторской позиции. <...> По <...>