Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
0   0
Первый авторСавинков
АвторыСоколова Е.В.
Страниц3
ID523390
АннотацияВ статье на примере рассказа «Дом с мезонином» и его контекстуального поля рассматривается ценностно-смысловое наполнение таких чрезвычайно значимых для творчества А.П. Чехова понятий, как «труд» и «праздность»
УДК8.82 - 32
Савинков, С.В. О ПРАЗДНОСТИ В «ДОМЕ С МЕЗОНИНОМ» А.П. ЧЕХОВА / С.В. Савинков, Е.В. Соколова // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. .— 2012 .— №1 .— С. 102-104 .— URL: https://rucont.ru/efd/523390 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

2012, №1 УДК 8.82 - 32 О ПРАЗДНОСТИ В «ДОМЕ С МЕЗОНИНОМ» А.П. ЧЕХОВА © 2012 С.В. Савинков, Е.В. Соколова Воронежский государственный университет, Воронежский государственный педуниверситет Поступила в редакцию 19 января 2012 г. Аннотация: В статье на примере рассказа «Дом с мезонином» и его контекстуального поля рассматривается ценностно-смысловое наполнение таких чрезвычайно значимых для творчества А.П. Чехова понятий, как «труд» и «праздность». <...> К числу чеховских текстов, по поводу смысла которых, кажется, невозможно прийти к итоговому консенсусу, относится, несомненно, и «Дом с мезонином». <...> Этот рассказ Чехова наделен явно обозначенным идеологическим креном, обусловленным прежде всего развернувшейся в 1880-1890 е годы полемикой вокруг так называемой «теории малых дел». <...> (Как известно, эта теория призывала интеллигенцию к посвящению себя не отвлеченным рассуждениям о народном благе, а приносящим действительную пользу, пусть малым, но реально полезным делам в земских учреждениях (в больницах и школах, в управе), иными словами – к посвящению себя не слову, а конкретному делу) <...> Идейный центр «Дома с мезонином» – спор между двумя как будто непримиримыми идейными противниками – художником и Лидией Волчаниновой, праздным бездельником и идейной труженицей. <...> Однако, как не раз отмечалось, этот спор выходит за рамки актуальной для чеховской современности проблемы. <...> В более широком контексте спор между художником и Лидией – это спор о том, что важнее – общее или частное, это спор, как сказал известный литературовед, «между узостью и широким отношением к вещам» [1, 95]. <...> И в самом деле, бездеятельная праздность, с которой живет художник, и деловая озабоченность, с которой живет Лидия Волчанинова, противопоставлены друг другу как всеобщее и вечное противопоставлены частному и временному. <...> Всеобщее © С.В. Савинков, Е.В. Соколова, 2012 102 и частное, вечное и временное не находят между собой никаких точек соприкосновения подобно <...>