2012, №1 УДК 882 – 31 ЭКВИВАЛЕНТЫ АВАНТЮРНОГО ГЕРОЯ В РУССКОЙ И ЕВРОПЕЙСКОЙ ДРАМАТУРГИИ © 2012 С.А. Кучина Новосибирский государственный технический университет Поступила в редакцию 20 февраля 2012 г. Аннотация: Обозначив проблему эквивалентов авантюрного героя в русской и европейской драматургии в целом, мы должны сделать оговорку: из всех разновидностей литературных типов нас интересует модификации авантюрного героя в творчестве Н.В. Гоголя, представленные парадигмой «Хлестаков – Ноздрев – Кочкарев». <...> Гоголевские персонажи рассматриваются и анализируются исследователями, как правило, с точки зрения гоголевской эстетики, лежащей между бытописанием и символизацией. <...> Типологии гоголевских героев большей частью выстраиваются внутри художественной системы писателя (тип отщепенца, маленького человека, «серединный» герой и др.) <...> . Параллели с более широким литературным контекстом менее частотны (связь героя Гоголя с героем-романтиком в русской и немецкой литературных традициях /Ю. <...> Вайскопф/, Чичиков в контексте европейской традиции плутовского романа /Ю. <...> Выстраивая типологию комедийных образов Гоголя Хлестаков-Кочкарев, нужно наметить два основных аспекта в ее формировании – это европейский и русский контекст. <...> С комедиями, в которых впервые появится «шутовская» (или «дурацкая») персона, мы встретимся у Кунста–Фюрста («Драгня смеяныя», «Принц Пикельгеринг или Жоделе» и др.) <...> . Как правило, такой персонаж не связан с основным сюжетом произведения или искусственно вводится в него. <...> «Дурацкая» персона занимает достаточно обособленную позицию в произведении, что позволяет герою высказывать беспрепятственно свою точку зрения, обычно отличающуюся от позиции всех остальных героев. <...> © Кучина С.А., 2012 В этом ключе важно упомянуть, что ситуация, сложившаяся после «назначения» Хлестакова на роль ревизора, меняет пространственно-временные границы про изведения Гоголя. <...> О перспективе смещения проис ходящего <...>