ТУРГЕНЕВА «ДВОРЯНСКОЕ ГНЕЗДО» И «НАКАНУНЕ» © 2012 Л.Н. Гареева Удмуртский государственный университет Поступила в редакцию 22 ноября 2008 г. Аннотация: На материале романов И.С. Тургенева «Дворянское гнездо» и «Накануне» исследуется пейзаж, используемый повествователем в качестве инструментария психологического анализа. <...> Как правило, исследователи акцентируют внимание на приеме параллелизма, благодаря которому писатель раскрывает душевные переживания своих персонажей. <...> Как видим из этого и других многочисленных исследований [2], тургеневеды рассматривают пейзаж как аналог душевной жизни героев. <...> При этом не учитывается организующая роль повествователя. <...> В данной статье мы проанализируем, как субъект речи и сознания использует пейзаж в качестве инструментария психологического анализа. <...> Данную проблему мы решаем на материале романов «Дворянское гнездо» и «Накануне». <...> В обоих романах основным субъектом речи является повествователь. <...> Его сознание соотносится с сознанием героев, и он включает последних в качестве вторичных субъектов речи в повествовательный строй романов. <...> В результате точка зрения героев становится частью сознания повествователя. <...> В романе «Дворянское гнездо» большинство пейзажей изображено героями: Владимиром Паншиным, Федором Лаврецким, Лизой Калитиной, © Гареева Л.Н.,2012 Христофором Леммом. <...> Духовный мир Паншина раскрывается через увиденные им два пейзажа. <...> Сначала герой исполняет свой романс, в котором передает любовное чувство через прием параллелизма: «Луна плывет высоко над землею / Меж бледных туч; /Но движет с вышины волной морскою / Волшебный луч…/ Тоской любви, тоской немых стремлений /Душа полна; / Мне тяжело… но ты чужда смятений, / Как та луна» [3; 17]. <...> Романс, написанный в традиции романтической любовной лирики (о чем свидетельствуют устойчивые семы: луна, бледные тучи, волшебный луч и др.), обнаруживает неспособность героя отыскать новые способы выражения любви. <...> Повествователь <...>